Воспоминания о будущем

Воспоминания о будущем
Художественная композиция, посвященная Дню Победы

Составитель — Трефилова Светлана Геннадьевна – заместитель директора по ВР МОУ Верх-Унинской СОШ Юкаменского района УР

Действующие лица в костюмах 40-50-х годов: Девушка, Костя, Надя, Коля, Ирина, Лида.1. «Аист на крыше» 1,3 классы2. «Журавли» 9 класс3. «Случайный вальс» 10 класс4. «Облака» — 5 класс5.«Эх, дороги» — 7 класс

6.«На безымянной высоте» Андрей Г., Андрей П., Павлик – 7 кл.

7.«Если б не было войны» 11 класс8.«Снегири» — 8 класс9.«За того парня» — учителя10. «Офицеры» 5,6 классыХод мероприятияВедущий. Майский день сорок пятого… Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни. Сейчас мы смотрим кадры того памятного дня, и даже мы, которые не знали, что это такое, переживаем, и на глаза наворачиваются слезы.Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества и праздник каждого человека. Ученик 1. В девятый день ликующего мая,Когда легла на землю тишина,Промчалась весть от края и до края!Мир победил! Окончена война!Ученик 2. Мир – это лучшее слово на свете,Взрослые к миру стремятся и дети.Птицы, деревья, цветы на планете.Мир – это главное слово на свете.Ученик 3. Пусть дети повсюду встречают рассветУлыбкой ясной, спокойной.Давайте же скажем вместе – нет!Нет грабительским войнам!Ученик 4. Солдату я слагаю оду,Был ратный путь его тяжел,Он все прошел: огонь и воду,И трубы медные прошел.Ученик 5. Шагал по вражескому следуДо завершающегося дняИ прочно выковал ПобедуИз грома, стали и огня.Ученик 1. И, полная творящей силы,Вся в блеске солнца, не в дыму,Стоит спасенная РоссияКак вечный памятник ему.А.Плотников.Ученик 2. Еще тогда нас не было на свете,Когда с победой вы домой пришли,Солдаты Мая, слава вам навекиОт всей Земли, от всей Земли!Ученик 3. Я знаю от папы, я знаю от деда – 9 мая пришла к нам Победа,Тот день весь народ ожидал,Тот день самым радостным стал.Ученик 4. То утро стало знаменитым – По всей планете весть пошла:Фашисты подлые разбиты!Советской Армии хвала!Ученик 5. Пусть гремит салют Победы,Этим светом мир согрет.Поздравляем наших прадедов!Дню Победы многих лет!«Аист на крыше» 1.3 классы.Муз.Д.Тухманова, ст.А.Поперечного1.Где это было, когда это было?В детстве, а может, во сне?Аист на крыше гнездо для любимой Свил по весне.Чудится мне он и в странствиях дальнихСимволом верной любви.Люди, прошу, не вспугните случайноАиста вы. Люди, прошу я, потише, потише. Войны пусть сгинут во мгле!Аист на крыше, аист на крыше – Мир на земле.2.Аист на крыше гнездо с аистенкомНочью и днем бережет.Ну а в том доме под крышей девчонкаСчастья так ждет.Люди в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже,Верьте друг другу и мне:Аист на крыше – счастье под крышейИ на земле.Ведущий. Да, то майское утро было проникнуто ликованием. Но сквозь него проступала скорбь. Люди остро чувствовали потерю близких, знакомых и незнакомых; тех, кто умирал под фашистскими пулями и снарядами, пытками в концлагерях, в блокадном голоде, в сожженных деревнях. Их убила война…Песня «Журавли» 9 классСл.Р.Гамзатова муз.1.Мне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю нашу полегли когда-то,А превратились в белых журавлей.Они до сей поры с времен тех дальнихЛетят и подают нам голоса.Не потому ль так часто и печальноМы замолкаем, глядя в небеса?2.Летит, летит по небу клин усталый,Летит в тумане на исходе дня,И в том строю есть промежуток малый,Быть может, это место для меня.Настанет день, и с журавлиной стаейЯ поплыву в такой же сизой мгле,Из-под небес по-птичьи окликаяВсех вас, кого оставил на земле.3.Мне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю нашу полегли когда-то,А превратились в белых журавлей.На середине сцены стоит стул.Девушка. На стенке фото пылится,И каждый день на зареСмотрю я на юные лица…Мы жили в одном дворе,Учились в одном десятом,Всегда – как одна семья.Такими мы были когда-то…А в центре, представьте, я! (садится на стул)Тихо начинает звучать фокстрот или танго 30-х.(На фоне музыки) Костя был нашей опорой.Выходит Костя, встает за спинкой стула.Он весь наш класс защищал.Очень любил поспоритьИ на гитаре играл.Надька – душа компании…Появляется Надя, встает рядом с Костей, они переглядываются, улыбаются друг другу.И в школьных делах мастак.Бывало, что на свиданияНе успевал никак.Их звали «жених и невеста».Они не смущались, нет.Любовь – это всем известно – Не знает преград и лет.Лида с Ириной – подружки…Держась за руки, появляются Лида и Ирина. Встают одна рядом с Надей, другая возле стула.Вдвоем везде и всегда.Веселые хохотушкиИ не разлей вода.А это спортсмен наш Коля!Коля приседает возле стула перед Костей. Получается «фотография».Колей гордится дом!Все мысли – о футболе,Ну а учеба – потом.Громко звучит музыка. Стоп-кадр. «Фотография» оживает. Ребята по очереди выходят на авансцену, произносят текст.Костя. Вот так мы тогда и жили.Экзамены шли к концу.Коля. Девчонки платья пошили,Чтоб каждой было к лицу.Надя. Выпускной бал такой веселый!Танцы и ночь без сна!Фокстрот звучит громко и резко обрывается.Лида. Мы успели закончить школу,Когда началась война.Громко звучит марш, затем становится тише.Ирина (на фоне музыки) Стояли мы, оглушенные,И двинуться не могли…Девушка. И словно завороженныеРуки свои сплели.Все на авансцене берутся за руки.Костя. Всю ночь до утра не спали,Вглядываясь в горизонт.Девушка. А губы сами шептали…Все. На фронт! На фронт! На фронт!Вновь громко звучит марш, затем становится фоном.Коля. И нас война разметала!Шеренга дружно распадается: все одновременно меняют местоположение на сцене, кто-то встает полубоком у кулис, кто-то лицом к зрителям за стулом и т.д. На месте остается лишь Девушка – она в центре, на авансцене. Всех по разным фронтам!Девушка. Кто был там, знает: немалоНа долю выпало нам.Горечь дымных рассветовВпитал в себя каждый из нас…Музыка обрывается. Нет! Не хочу об этом!О будущем будет рассказ!Звучит фокстрот. С разных концов сцены идут друг к другу Костя и Надя. Встречаются на авансцене, слева от Девушки.Надя. Долго мы друг о другеНе знали: как, что и где…Костя. Под долгие песни вьюгиЯ вспоминал о тебе.Надя (пишет письмо). Здравствуй, Костя. Я на Втором Белорусском. Страшно, но привыкаю.Костя. Надя, я рад твоему письму безмерно. Я люблю тебя, очень люблю. Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая. Хочется пить, а воды нет ни капли. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои зеленые глаза, и мне становится легче: ты со мной. Мне хочется говорить с тобой. Много, много, откровенно, как раньше. Двадцать второго июня, когда объявили войну, я думал о тебе, мечтал, что мы всегда будем вместе. А может, никогда этого не случится. Ведь война.Надя. Костя пропал без вести. Писем больше не получала…Костя. Надя, я живой – это главное. Прости, что плохо пишу – пишу на коленях на клочке бумаги. Скоро вступаем в бой. Если от меня снова долго не будет писем, ты все равно верь в нашу встречу. Верь. Слышишь, родная? Верь!Надя. Когда я получила твое письмо после долгого молчания, мне показалось, оно пришло из небытия. Костя! Я не знаю, найдет тебя это письмо или нет. Верю – найдет. На душе у меня сегодня светло и радостно. Я танцевала во сне, значит, ты жив!«Случайный вальс» 10 класс 1.Ночь коротка, спят облака,И лежит у меня на ладониНезнакомая ваша рука.После тревог спит городок.Я услышал мелодию вальсаИ сюда заглянул на часок.Пусть я с вами совсем не знаком,И далеко отсюда мой домЯ как будто бы сноваВозле дома родного.В этом зале пустомМы танцуем вдвоем,Так скажите хоть словоСам не знаю о чем.2.Будем кружить, петь и дружить.Танцевать я совсем разучилсяИ прошу Вас меня извинить.Утро зовет снова в поход.Покидая ваш маленький город,Я пройду мимо ваших ворот.Костя. Мы встретились в сорок третьем,Как видите – навсегда! (обнимает Надю за плечи)Надя. Счастливей пары на светеНе было никогда!На авансцену выходят Лида с Ириной, встают справа от Девушки.Ирина. Мы были медсестрами в роте…Лида. И хоть горели в аду,К этой страшной работеПривыкли в боях, на ходу.Ирина. Я ушла из детства в грязную теплушку,В эшелоны пехоты, в санитарный взвод.Дальние разрывы слушал и не слушалКо всему привыкший 41-й год.Лида. Я пошла из школы в блиндажи сырые,От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,Потому что имя ближе, чем Россия,Не могла сыскать. Ю.ДрунинаЛида. Выстроили нас по росту. Я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне: «Это что за дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может вернешься к маме, подрастешь?» А мамы у меня уже не было.Ирина. А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненного, второго, третьего. Но тут услышала крики: «Танк! Танк!» — и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкалась и, падая, расшиблась и не чувствовала боли… А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от нашего танка.Лида. Каким же чистым и сильным было чувство благодарности к нам, кто облегчал страдания раненых бойцов, кто выносил их с поля боя, кто спасал им жизнь, часто жертвуя собой.Ирина. Когда, упав на поле боя -И не в стихах, а наяву,-Я вдруг увидел над собоюЖивого взгляда синеву,Когда склонилась надо мноюСтраданья моего сестра,-Лида. Боль сразу стала не такою: Не так сильна, не так остра.Меня как будто оросилиЖивой и мертвою водой,Как будто надо мной РоссияСклонилась русой головой!..Иосиф Уткин «Сестра»Ирина. А после победной песниОсуществили мечту:Учились, работали вместе…Лида и Ирина. Закончили мединститут!Песня «Облака» 5 классСл. и муз.В.Егорова1.Над землей бушуют травы,Облака плывут, как павы.А одно, вон то, что справа, — Это я, это я, это я – И мне не надо славы.2.Ничего уже не надоМне и тем, плывущим рядом.Нам бы жить – и вся награда.Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить – А мы плывем все рядом.3.Эты боль не утихает.Где же ты, вода живая?Ах, зачем война бывает?Ах, зачем, ах, зачем, ах, зачем,Зачем нас убивают?4.А дымок над отчей крышейВсе бледней, бледней и выше.Мама, мама, ты услышишьГолос мой, голос мой, голос мой?Все дальше он и тише.5.Мимо слез, улыбок мимоОблака плывут над миром.Войско их не поредело.Облака, облака, облака – И нету им предела!Коля (встает рядом с Лидой и Ириной) Важно с девчонками простились,На ходу целовали мать,Во все новое нарядились,Как в солдатики шли играть.А.Ахматова «Важно с девочками простились…»Горели бескрайние дали,И сердце летело вскачь!Мы фашистские каски топтали,А не футбольный мяч!Да, сделали все, что могли,Кто мог, сколько мог и как мог.И были солнцем палимы,И шли мы по сотням дорог.Б.Слуцкий.Боевые, пыльные дорогиУводили нас на смертный бой,А вернуться удалось немногим.В память об ушедших песню спой.Песня «Эх, дороги» 7 класс.Сл.Л.Ошанина муз.А.Новикова1. Эх, дороги…Пыль да туман,Холода, тревогиДа степной бурьян.Знать не можешь доли своей,Может крылья сложишьПосреди степей… Вьется пыль под сапогами – Степями, полями,А кругом бушует пламя,Да пули свистят.2. Эх, дороги…Пыль да туман,Холода, тревогиДа степной бурьян.Выстрел грянул,Ворон кружит…Твой дружок в бурьянеНеживой лежит. А дорога дальше мчится,Пылится, клубится,А кругом земля дымится – Чужая земля.3. Эх, дороги…Пыль да туман,Холода, тревогиДа степной бурьян.Край сосновый,Солнце встает.У крыльца родногоМать сыночка ждет. И бескрайними путями,Степями, полями,Все глядят вослед за намиРодные глаза.4. Эх, дороги…Пыль да туман,Холода, тревогиДа степной бурьян.Снег ли, ветерВспомним, друзья…Нам дороги этиПозабыть нельзя.Коля. Одно из самых сильных чувств на войне — это чувство товарищества, чувство уверенности в своем друге, чувство крепкого дружеского плеча, на которое в трудную минуту всегда можно опереться. Но самым сильным чувством была надежда остаться в живых, вернуться домой, увидеть и обнять близких людей.О сколько безымянных тех высотНам взять пришлось, идя за шагом шаг,В атаку шел непобедимый взводИ веял на ветру советский флаг.Коля. После войны, за город играя,Точен я был всегда,И каждый гол посвящал яДевчонкам десятого «А».Песня «На безымянной высоте» 7 класс (Сл.М.Матусовского, муз.В.Баснера)1.Дымилась роща под горою,И вместе с ней горел закат…Нас оставалось только троеИз восемнадцати ребят.Как много их, друзей хороших,Лежать осталось в темноте – У незнакомого поселка,На безымянной высоте.2.Светилась, падая, ракета,Как догоревшая звезда…Кто хоть однажды видел это,Тот не забудет никогда.Он не забудет, не забудетАтаки яростные те – У незнакомого поселкаНа безымянной высоте.3.Над нами «мессеры» кружили,И было видно, словно днем…Но только крепче мы дружилиПод перекрестным артогнем.И как бы трудно ни бывало,Ты верен был своей мечте – У незнакомого поселкаНа безымянной высоте.4.Мне часто снятся те ребята,Друзья моих военных дней,Землянка наша в три наката,Сосна, сгоревшая над ней.Как будто вновь я вместе с нимиСтою на огненной черте – У незнакомого поселкаНа безымянной высоте.Девушка. Поверьте, все так и было!И счастливы были все!И птицы по небу плыли,И звезды купались в росе!Я знаю, все так и было!Если бы не война…Песня «Если б не было войны» 11 класс1.Еще до встречи вышла нам разлукаА все же о тебе я вижу сныДа разве мы б прожили друг без другаМой милый, если б не было войны – 2 раза.2.Наверно, я до срока стала старойА только в этом нет твоей виныКакой бы мы красивой были паройМой милый, если б не было войны – 2 раза.3.И снова ты протягиваешь руки,Зовешь из невозвратной стороны.Уже б ходили в школу наши внуки,Мой милый, если б не было войны – 2 раза.4.Никто калитку стуком не тревожитИ глохну я от этой тишины.Ты б старше был, а была б моложе,Мой милый, если б не было войны – 2 раза.Девушка.Лидка первой погибла,Подо Львом лежит она.Лида уходит вглубь сцены, встает спиной к зрителям.Ирина с Надей – чуть позже…Ирина и Надя встают рядом с Лидой.Потом не стало ребят…Костя и Коля уходят вглубь сцены.Я даже не знаю, боже,Где они все лежат…«Снегири» 8 класс. (Сл.М.Дудина, муз.Ю.Антонова)1.Эта память опять от зари до зариБеспокойно листает страницы.И мне снятся всю ночь на снегу снегири – В белом инее красные птицы.Белый полдень стоит над Вороньей горой,Где оглохла земля от обстрела,Где на рваную землю, на снег голубойСнегириная стая слетела.2.От переднего края раскаты гремят,Похоронки доходят до тыла.Под Вороньей горою погибших солдатСнегириная стая накрыла.Мне все снятся военной поры пустыри,Где судьба нашей юности спета,И летят снегири, и летят снегириЧерез память мою до рассвета.Девушка идет на левую половину авансцены, чтобы не загораживать ребят, стоящих спиной к зрителям.На стенке фото пылится.И каждый день на зареСмотрю я на юные лица…Мы жили в одном дворе.Такими мы были когда-то – Последний десятый класс…Простите меня, ребята,Одна я живу… за вас.Уходит. Звучит вступление к песне «За того парня». Ребята стоят, не двигаясь, затем стремительно уходят в разные стороны.«За того парня» учителя.1.Я сегодня до зари встануПо широкому пройду полюЧто-то с памятью моей сталоВсе, что было не со мной, помню.Бьют дождинки по щекам впалымДля вселенной 20 лет малоДаже не был я знаком с парнем,Обещавшим: «Я вернусь, мама!»А степная трава пахнет горечьюМолодые ветра зеленыПросыпаемся мы и грохочет над полночьюТо ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.2.Обещает быть весна долгойЖдет отборного зерна пашняИ живу я на земле добройЗа себя и за того парня.Я от тяжести такой горблюсьНо иначе жить нельзя, еслиВсе зовет меня его голосВсе звучит во мне его песня.Инсценировка по произведению «А зори здесь тихие…» — 10 класс.«Офицеры» 5,6 классы.1.От героев былых времен Не осталось порой именТе, кто приняли смертный бой,Стали просто землей, травой.Только грозная доблесть ихПоселилась в сердцах живых.Этот вечный огонь нам завещано однимМы в душе храним.2.Погляди на моих бойцовЦелый свет помнит их в лицоВот застыл батальон в строюСнова старых друзей узнаю.Хоть им нет 25Трудный путь им пришлось пройти.Это те, кто в штуки поднимался как один,Те, кто брал Берлин.3.Нет в России семьи такой,Где б ни памятен был свой геройИ глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят.Этот взгляд словно высший судДля ребят, что сейчас живутИ мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.