Живая легенда каменного векаВед.: Я рада приветствовать всех гостей нашего клуба «Сюрприз». Сегодня мы собрались в не совсем обычной обстановке. Кто скажет, о чем напоминают эти шкуры, грубые рисунки на закопченных кусках коры, очаг, сложенный из корней и хвороста, грубые топора из камней? ( дети отвечают )
Вед.: Верно, ребята, примерно так выглядело жилище людей каменного века. Конечно, у нашего очага не хватает существенной детали-туши убитого мамонта или саблезубого тигра. Но это не беда, мы еще успеем поохотиться. Итак, сегодня у скалы племен, где великие художники древности изображали сцены из своей жизни и охоты, встретились родственные племена.
Вед.: Все они, то есть вы живете довольно далеко друг от друга. Одни живут у большой воды и занимаются охотой на большого зверя, другим больше нравится жить в лесу, третьи промышляют рыбой и зверем на берегах реки. Раз в год все эти малочисленные племена собираются здесь у общего очага, где сходятся лес, степь и вода. И вот сегодня именно такой день, когда хочется побыть вместе с друзьями, послушать рассказы бывалых охотников, посоревноваться в ловкости и силе.Вед.: А собрались здесь могучие охотники, воины с сильными руками, способными задушить медведя, с зоркими глазами, способными разглядеть спелый плод на макушке высокого дерева. Девушки всех племен стройные, гибкие, с густыми волосами. Каждая из них искусна в приготовлении пищи и изготовлении одежды. Они надежные помощницы мужчин. В этот вечер каждый сможет показать свою силу и ловкость. Но вначале нам надо познакомиться.Вед.: Наши предки не могли объяснить многих явлений природы, в воображении они оживляли предметы и рисунки. Древние люди твердо верили, что существует тесная связь между именем человека и его судьбой. При рождении ребенку давали имя, которое знали только вождь и шаман, а в обычной жизни ребенка звали по-другому, за его определенные качества: Быстрый Олень, Коротколапый Лис…Настоящее имя держали в тайне. Ведь тот, кто знает настоящее имя, сможет управлять человеком.Вед.: Сейчас каждый из вас придумает себе новое имя. Это может быть слог из вашего имени, фамилии или даже отчества.(дети называют свои новые имена) В одном племени все друг друга знают. А теперь вы знаете как зовут жителей соседних племен.Вед.: Посовещайтесь между собой и пусть каждое племя представит самого достойного, самого смелого, самого сильного, того, кто станет вождем племени.(дети выбирают) Посмотрите ,друзья, как величественно выглядят ваши вожди. Они первыми начнут ритуальную пляску вокруг священного огня. Огонь- великая сила. Он отгоняет хищников, согревает тело, на нем можно поджарить мясо. Без огня нечего и думать пережить зиму. Но и у огня есть враги. Какие, дети? (дети отвечают)Вед.: Верно ,соплеменники. Дождь может залить огонь. Без пищи огонь гибнет, становится безжизненным пеплом. А как древние люди добывали огонь? (дети отвечают)Вед.: Верно, верно. Огонь можно получить от зажженного молнией дерева, от другого костра, еще от удара огненного камня (кремня), от трения деревянной палочки о дерево. Сегодня мы, дорогие соплеменники, тоже должны сойтись плечом к плечу вокруг главного костра в ритуальном танце. Берите пример с ваших вождей, кто-то может сам вспомнить движения танца, который танцевали наши далекие предки. (звучи музыка из к/ф. «Земля Санникова»? дети танцуют вокруг костра) Приносят письмоВед.: Ах, какая жалость! Одно из наших племен не пришло на нашу ежегодную встречу. В далекие времена каменного века, люди не знали письменности, но как-то надо было передавать сообщения. И тогда люди стали изображать свои мысли рисунками. Посмотрите на эти рисунки, по ним можно примерно догадаться, о чем думал художник. А теперь давайте прочитаем письмо, присланное нам, не пришедшим племенем (пытаются прочесть древнее письмо)Вед.: Древние люди были очень требовательны к еде. В пищу шло все, что можно было разжевать и проглотить. Назовите мне, чем питались древние люди. За правильный ответ вы получите фант, но не простой, а съедобный.
Вед.: Давайте, друзья, каждое племя, посовещавшись, напишет другому племени письмо, используя значки и различные символы. Выигрывает то племя, письмо которого смогут прочитать вернее. Начали! (награждение)
Вед.: Назовите произведение, в названии которого есть съестное.Игра «Яблоки с мячиками» (собери яблоки с завязанными глазами)-Делаем топоры: на листах бумаги рисуем каменные топоры, используя рисунки Всемирной энциклопедии по истории. Разрезаем рисунки произвольно и предлагаем детям «собрать топор» из фрагментов, как пазил.-Подкидываем шарик одним пальцем-Укрощение диких лошадей (скачем на лошадке между мячиками или кеглями)Вед.: У древних людей не было музыкальных инструментов. Когда им хотелось танцевать, то они находили инструменты тут же. Деревянными колотушками били по лопаткам мамонта, дули в просверленные кости, свистели и хлопали в ладоши, отбивая ритм.Сейчас каждое племя попробует с помощью подручных средств исполнить песенку- «В лесу родилась елочка»- «В траве сидел кузнечик»или исполнить пантомимой.Вед.: Знаете ли вы, как готовили пищу люди каменного века? Рядом с костром укладывали огромные плоские камни, на них жарили мясо. Из шкур шили кожаные мешки, наливали в них воду, раскаляли камни и бросали в воду до тех пор, пока вода не закипала. Затем туда кидали полоски вяленного на солнце мяса и опять раскаленные камни. Так получалось что-то наподобие супа. Прошло много времени прежде, чем люди научились делать посуду из глины.Вед.: Земля кормила людей. В каменном веке и сейчас, в ХХ веке, мы едим плоды земли и солнца.
Пришла пора нам подкрепиться. Каждое племя подсчитывает свои фантики. Все вы прошли испытания и доказали, что достойны стать членами племени людей. Вожди племен, как самые мудрые и справедливые разделят поровну плоды земли и солнца.
Использованная литература
1. Большая энциклопедия по истории.- Гран Н.-2007.-С.10-132. Всемирная энциклопедия по истории3. Большая советская энциклопедия.-1953.-т.144. Большой энциклопедический словарь в 2.х.т.1991.5. Рябинина И. Происхождение жизни.-2008.-112с.6. Рябинина И. Происхождение человека.-2008.-96с.
7. Сороко-Цюпа О. Школьный атлас по зарубежной истории. 2002.-С.4-8