Астрономическая викторина для самых маленькихУчаствуют две команды по 10 человек.Первый конкурс » Север — юг».
Помощники ведущего держат в руках «Полярные звезды». На счет «раз-два-три-четыре-пять» участники команд должны стать в группы в соответствии с днем своего рождения: север — зима, восток — весна, юг — лето, запад — осень. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Второй конкурс «Созвездия Зодиака».Для каждой команды готовятся большие стенды -»небо». На небе написаны названия зодиакальных созвездий. Каждой команде раздают звезды с названиями самых ярких звезд Зодиака. Звезды по размерам больше надписей с названиями созвездий, они их закрывают. Побеждает та команда, которая правильно совместит наибольшее количество созвездий и звезд.Конкурс для зала «Сказка с ошибками».Стояло лето. Вечерело рано. Еще до захода Солнца на небе сияла яркая полная Луна. Ежик вздохнул и подумал:» Через неделю новолуние». И отправился к Медвежонку смотреть на Млечный Путь.«Как много звезд!» — воскликнул Медвежонок — «Вот десять звезд ковша БМ. Вот крест Кассиопеи и дуга Цефея». Сверху на него насмешливо смотрели красные, синие, желтые, зеленые звезды. «Смотри, Полярная уже совсем низко над западным горизонтом, совсем поздно». И они пошли спать. Третий конкурс «Кто последний».Игроки каждой команды по — очереди называют созвездия. Побеждает команда, игрок которой последней назовет созвездие.**************************************ВИКТОРИНА ЮНЫХ АСТРОНОМОВ(методическая разработка)Автор Михайлец В.М.1996 годI. Предисловие.Интерес к астрономии у школьников проявляется рано. Одной из форм пропаганды астрономических знаний является викторина, которую можно провести не только на занятии профильного кружка, но и на сборе звена или отряда, в лагере труда и отдыха, на вечере старшеклассников. Отдельные вопросы астрономического характера всегда будут уместны в играх «Что? Где? Когда?», «КВН» и т.д.Наши ребята по праву гордятся тем, что им выпало счастье быть земляками первых в мире покорителей космоса. Мечта всегда вела и окрыляла людей. Но очень важно, чтобы эта мечта, не удерживаемая рамками воображения, получала зримое реальное воплощение. Общение школьников с природой, в том числе неземной, космической, способствует развитию любознательности, воспитанию у них чувства прекрасного.Настоящая викторина составлена с учетом возраста: достаточно простые вопросы (3 — 5 класс), предшествуют более сложным (6 — 8 класс), а в заключительной части содержатся такие задания, которые под силу лишь по настоящему грамотному и образованному современному человеку. Провести подобную викторину может любой: все вопросы снабжены ответами. Победители определяются по количеству набранных жетонов, которые вручаются ведущим за правильный ответ.Проведение викторины может сопровождаться другими тематическими мероприятиями: подвижными играми, наблюдениями космических объектов и явлений, чтением фантастики. Примеры таких мероприятий приведены в конце разработки.Весь предлагаемый методический материал многократно апробирован автором в процессе работы с юными астрономами в различных городах страны на протяжении 15 лет.II. Вопросы викторины.1. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп?Галилео Галилей, 1610 год.2. Назовите планеты солнечной системы.Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.3. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»?Нет, это атмосферное явление.4. Что такое астероиды?Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.5. Назовите ближайшую звезду.Солнце.6. В каком созвездии находится Полярная звезда?В Малой Медведице.
7. Какая самая яркая звезда ночного неба?
23. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла?В созвездии Тельца. Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.24. К какому типу галактик относится наша звездная система?К спиральным.25. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится?БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.26. В атмосфере какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой?Марса.27. Каких два тела Солнечной ситемы обладают самыми напряженными магнитными полями?Солнце и Юпитер.28. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем?Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.29. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты?На Венере.30. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды?В последней четверти.31. Как располагается ось мира относительно земной оси?Они совпадают.32. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота?Олимп. Около 25 км.33. Как делятся метеориты по химическому составу?Железные, каменные, железокаменные.34. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза?Зеленый, около 5500 А.35. Кто впервые измерил скорость света?Мейкельсон.36. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере?20-25 км.37. Расположение какой из планет не подчиняется правилу Тициуса-Боде?Нептуна.38. Что такое гномон?Древнейший прибор для определения времени.39. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности?По перемещению за несколько часов.40. Бывает ли и когда Солнце в зените для наблюдателя на земном экваторе?Бывает 21 марта и 23 сентября.III. Сопутствующие тематические мероприятия.В загородном пионерском лагере можно порекомендовать проведение такого массового мероприятия, как встреча Солнца, ставшего традицией во многих лагерях и на выпускных вечерах старшеклассников. Пользуется также популярностью конкурс научно-фантастических проектов. Огромный простор для фантазии организаторов предоставляет подготовка и проведение «Дня космоса» в багре, на станции юных техников и т.п.Приведем описания ряда тематических игр, хорошо дополняющих саму викторину.«ВЕСЕЛЫЕ КОСМОНАВТЫ»В этой игре участвуют два экипажа. По сигналу ведущего члены команд один за другим бегут к стулу, садятся и вместе с ним поворачиваются на 360 градусов, стараясь поставить стул на прежнее место. Какая команда быстрее это выполнит, та и будет победителем.«ЗВЕЗДНЫЙ БУКЕТ»Каждая команда выделяет по одному игреку. На полу раскладываются 5 красных звезд. Ребятам завязывают глаза. На пол добавляют еще 5 синих звезд. Задание играющим: собрать больше красных звезд, не взяв ни одной синей. Болельщики кричат: «Бери! Не бери!».«КОСМОНАВТЫ-УМЕЛЬЦЫ»Всем членам команды выдается по кусочку пластилина. За 5 минут они должны слепить предмет на космическую тему (ракета, космонавт в скафандре и т.д.). На каждую удачную работу команда получает очко.
К проведению викторины и других мероприятий готовятся тематические костюмы («Спутник», «Солнце», «Луна», «Инопланетянин» и т.п.).