«ВЕЛИК ДЕНЬ — ПАСХА ХРИСТОВА»ЗАДАЧИ.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРАЗДНОВАНИЕМ САМОГО ГЛАВНОГО ДНЯПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО ГОДА; ПРОБУДИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К ПРАВОСЛАВНОЙКУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА, ЖЕЛАНИЕ ПОЗНАВАТЬ ЕГОТРАДИЦИИ; ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ И ТЕРПИМОСТЬ К ЧЕЛОВЕКУ И ЕГОВЕРЕ.ЦЕЛЬ. ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К СВОЕЙ ЗЕМЛЕ, К СВОЕМУНАРОДУ; ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНЫМ ИСТОКАМ КУЛЬТУРНЫХТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА; ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ФОЛЬКЛОРУ,

ОБОРУДОВАНИЕ.

 КАРАВАЙ, РУШНИК, БЛЮДО. ПРАЗДНИЧНЫЙ ПАСХАЛЬНЫЙ СТОЛ. НА НЁМ КУЛИЧИ, ЯЙЦА. ПРИЗЫ ДЛЯ НАГРАЖДЕНИЯ. К ПРАЗДНИКУ РОДИТЕЛИ И ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ЗАДАНИЕ:ИСПЕЧЬ КУЛИЧ, ПОКРАСИТЬ ЯЙЦА; ПОДОБРАТЬ ПОСЛОВИЦЫ,

ПОГОВОРКИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ПРИМЕТЫ О ВЕЛИКОМ ЧЕТВЕРГЕ.

ХОД ПРАЗДНИКАМальчик 1. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Мальчик 2. Веселья вам да радости! Мальчик 1. Давно мы вас ждём — поджидаем,

Праздник без вас не начинаем!

Мальчик 2. Начало объявляем! (хором) Праздник начинаем!Ученик 1. Дорогих гостей встречаемКруглым, пышным караваем.Он на блюде расписномС белоснежным рушником.Каравай мы вам подносим,Поклонясь, отведать просим! (дети подносят каравай)Ученик 2. Россия- мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало. Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала!Ученик 3. Ты отражала в глади водИ первый Кремль, и город новый, Что строил русский наш народ Под первою стеной сосновой.Ведущий. Какое у нас сейчас время года?Дети. Весна.Ведущий. Давайте покличем её в гости.Дети. Весна, весна красная,Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью.

 Великий четверток парят кринки можжевелом, чтоб былхороший верх.Ученик 10. В Великую Субботу сутра заводили тесто для кулича. Днём пекли его и готовили пасху. К вечеру зажигали пунцовые пасхальные лампадки, стелили пасхальный ковёр, украшали образа веночками из розочек. «На пуховые подушки — чтобы не провалились! — клали громадные куличи, покрытые специальной накидкой — розовой кисейкой». От них пахло сладким душистым теплом.Ведущий. Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в нашем конкурсе на лучшего знатока, как готовиться к празднику. Ответьте на вопросы: Пасха и кулич — это одно блюдо или разные? Чем отличается пасха от кулича? Какие ещё блюда могут находиться на праздничномпасхальном столе? (Разноцветные яйца, солёные огурчики,репа пареная, борщ сборный, русский разносол, жаркое совощами, «куриное гнездо», сливочное желе). Кто может назвать «природные красители для пасхальныхяиц? (Луковая шелуха — от жёлтого до коричневого; молодаязелень озимых всходов или шпинат — зелёный; цветы ольхи -фиолетовый; кора вишни или свёкла — разные оттенкикрасного цвета; кора дуба — бронзовый цвет; шафран илижёлтая резеда — золотой цвет). Как называют крашеные пасхальные яйца? («Писанки»)Почему они получили такое название и для чего былипредназначены? А почему красят яйца?Ведущий. Непременной принадлежностью праздника были игры спасхальными яйцами — катание и битьё.

(игры)

1 — ая игра

Играющие раскладывают принесенные яйца на столе разными кучками и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми нет ничего. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры в это время находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают:« Где коки паришь ?» Водящий поднимает шапку и, если там есть крашенки, забирает их себе. Игра ведется до тех ПОР, пока все крашенки не разберут. Кто поудачливее, тот домой целую шапку яиц унесет.

2 — ая игра Играющиеся соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться, по команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше ПОКРУТИТСЯ, тот и победитель, он и забирает яйцо проигравшего.3- ая играМного веков любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Играющие садятся у стен комнаты напротив друг друга и катают крашенки вдоль половиц. Крашенки сталкиваются. Чье яйцо разбивается, тот его сопернику и отдает.4-ая играЕще крашенки с горки катали. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных. Или делали ГОРКУ («каток» деревянный или картонный), вокруг неё освобождали ровное, пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши и игрушки. Играющие подходили по очереди к «катку» и катили свое яйцо. Катающий выигрывал тот предмет, КОТОРЫЙ тронуло яйцо,5-ая играБой крашенками. Играющие выкрикивают’»Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!» Игроки бьются крашенкани любой стороной, обычно — острой. Чье яйцо разобьется или даст трещину, тот проигравший.

Ведущий. В какую игру вам захотелось поиграть?

Ведуший. Пасха не бывала без качелей: едва ли не в каждом дворе устраивали их для детей, а в традиционном месте — на деревенской площади или ближайшем выгоне — загодя вкапывались доски- возводились общественные качели. Качались решительно все.Возле качелей образовывалось нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и тальянками толпились здесь сутра до ночи. Одни только глядели да любовались, другие веселились сами.Первенствующую роль занимали девушки, которые без устали качались с парнями. Качаясь, они приговаривали.1девушка. Покачнуся высоко,Увижу далеко,Где мой братка гуляет,Червоное яйко катает.2 девушка. На святой неделюшкеПовесили качелюшки. Сначала покачаешься, Потом и повенчаешься.3 девушка На горе стоят качели, Пойду покачаюся. Нынче лето погуляю, Зимой повенчаюся.4девушка. Купи, тятенька, калошиЯ чуток потопаю.

Я ли, я ли тебе, тятя,

Баба: Чудеса! Дед: Ты в сундук запри его. (слышен стук в дверь)

Баба: Нету дома никого!

Дед: Ты пойди запри засов,Да спустить бы надо псов.Баба: (возвратившись)В среду в город я поеду. Там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко и продам. Вот обновок накуплю я, Разных юбок сорок штук, Шаль в цветочках голубую, До краёв набью сундук.Дед: Что ты мелешь небылицы!Ишь, сыскалась молодица Напряжатъся в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, Я построю вместо хаты Трёхэтажные палатыБаба: Наказанье с глупым мужем!Что ты, старый, не блажи! Мы живём других не хуже, Ни к чему нам этажи!Дед: Я хозяин или нет ?!(яйцо падает и разбивается)Баба: (плача)Ох, яичко покатилось, Покатилось и разбилось.Дед: Успокойся, хватит, баба!Нанесёт яиц нам Ряба. Мы раскрасим яйца эти И вручим на Пасху детям.Ученик 11. На Пасху существовал обычай загадывать желания, стоя в церкви на заутрене — утренней службе.А ещё на Пасху играли в прятки. Кто — нибудь из взрослых ранёхонько выйдет, бывало, в сад с большой сумкой подарков, а вернётся с пустыми руками… Куда же всё подевалось? Тут — то и настаёт черёд юных кладоискателей. Праздничным воскресным утром, едва открыв глаза, они уже бежали в сад. Спешно делились на команды и вперёд! Кто больше найдёт подарков? Кто ловчее?Ведущий. Ну нас в классе сегодня спрятаны подарки.(3 мин.) Кто найдёт больше подарков? Начали!Ведущий. Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь, Говорим вам… (хором) До свиданья! До счастливых,

добрых встреч!

От nikto231