Сценарий творчества Сергея Есенина

Цель: раскрыть беззаветную любовь Есенина к отчему краю – надежной опоре и путеводной звезде его поэзии; помочь старшеклассникам постичь подлинное величие поэта, красоту, волшебство, очарование, неповторимость его творчества; дать учащимся возможность

почувствовать музыкальность, напевность есенинских строк.

Оборудование: фотографии поэта разных лет, картины –пейзажи, сделанные старшеклассниками, музыкальное сопровождение чтецов, романсы на

стихи Есенина.

И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

С.А.Есенин.

План.

1. Село Константиново Рязанской губернии – колыбель Есенина.2. Становление поэта.3. « Страна березового ситца « Сергея Есенина.4. Любимые женщины великого поэта.5. Русь уходящая в лирике мастера художественного слова.6. Америка глазами поэта. Цикл стихов « Москва кабацкая».7. Философская направленность поэзии Есенина.8. Сергей Есенин и политические деятели.

9. Бессмертная тропа к великому русскому поэту с мировым именем.

Ведущий: Как-то Павел Бажов сказал: « Репины приходят из Чугуева». А мы уверенно можем заметить, что Есенины всегда приходят из Константинова. Это значит, что таланты всегда приходят из глубин народной жизни. И мы явно представляем себе рязанскую землю, вырастившую талантливого поэта – самородка. О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! А там, за взгорьем смолым, Иду, тропу тая, Кудрявый и веселый, Такой разбойный я. Ведущий: Немало старинных сел разбросано среди раздольных полей и лесов Рязанщины. Одно из них – Константиново. Многим достойным людям оно было колыбелью. Но только один из них сделал рязанское село известным всему миру. И это имя – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Вслушайтесь, как оно звучит. Сколько в нем света, весны и тепла. Произнесешь это имя – и сразу душа наполняется чем- то свежим, печально- грустным и восторженно- радостным. В этом имени – слово « есень». Осень, ясен, осенний цвет. Что-то в нем от русских песен- Поднебесье, тихие веси, Синь березы и синь- рассвет. Что-то в нем от весенней грусти, Юности, чистоты… Только скажут: Сергей Есенин- Всей России встают черты. И над заводью месяц тонкий, И в степи, у заросших троп, Красногривого жеребенка Неуклюжий, смешной галоп. И весенних осин сережки, И рязанского неба ширь, И проселочные дорожки,

И приокские камыши…

Ведущий: Трудно говорить о поэзии Сергея Есенина. Язык рассуждений настойчиво перебивается его поэтическими строчками. Поэт – лирик емко определил основную тему своего творчества: « Моя лирика жива одной большойлюбовью – любовью к родине.» Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. Гляжу в простор твоих полей, Ты вся – далекая и близкая. Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая. Цветет болотная купель, Куга зовет к вечерне длительной, И по кустам звенит капель Росы холодной и целительной. И хоть сгоняет твой туман Поток ветров, крылато дующих, Но вся ты – смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Не знали вы, что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму- Куда несет нас рок событий. Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье… Любимая! Сказать приятно мне: Я избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик.Ведущий: Любовь к родине не была единственной в жизни Сергея Есенина. Много женщин любило поэта, да и он не оставался к ним равнодушным. С некоторыми он связывал свою судьбу. Но нелегко, трудно жилось этим возлюбленным Есенина. Даже дети не привязали поэта к Зинаиде Райх, впоследствии ставшей женой Мейерхольда. Встреча с Айседорой Дункан, американской танцовщицей, ирландкой по происхождению, закончилась браком в мае 1922 года, хотя эта женщина была на 15 лет старше. Поездка за границу по городам Европы и Америки, где выступала Дункан, расширила представления Сергея Есенина о другом мире. Наглость и цинизм друзей Айседоры, их подчеркнутое равнодушие и безразличие к « молодому русскому мужу « знаменитой танцовщицы, изобилие вин и « свиных тупых морд» (по выражению поэта) – все это угнетало Есенина, рождало у него чувство одиночества и тоски. И неслучайно именно здесь и были написаны самые безысходные стихи, составившие позднее цикл « Москва кабацкая».За границей поэт увидел « Россию зарубежную», Россию без родины. Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники желтую грусть. Проклинают свои неудачи. Вспоминают Московскую Русь.Ведущий: Многие тогда открыли для себя мемуарные источники поэта и его письма из-за границы. И стало очевидным: нельзя ставить знак равенства и видеть в литературном герое « Москвы кабацкой» чуть ли не автопортрет поэта, как это пытались, к сожалению, утверждать в разные годы литераторы, критики и биографы Есенина. А в настоящее время представители российского кинематографа сняли не весьма удачный многосерийный художественный фильм, в котором сделали акцент только на чудачествах Есенина, на его принадлежности к литературной богеме, но не удостоились увидеть Богом отмеченного Поэта.Ведущий: В свое время это была попытка граждански убить талантливого поэта, доказать, что он « несроден» революции, а это, дескать, и привело его в конце концов на дно Москвы кабацкой, а потом и к гибели. Например, современник Есенина, критик Сосновский утверждал, что стихи Есенина – это « лирика взбесившихся кобелей».Ведущий: Политический деятель, член правительства Н.И.Бухарин в статье « Злые Заметки», напечатанной 12 января 1927 г. в газете « Правда», дал такую оценку творчества Есенина: « Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого национального характера: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще».Ведущий: Наоборот об активной гражданской позиции поэта свидетельствуют воспоминания его современника Ивана Грузинова, тоже поэта, который близко знал Сергея Александровича. « Перед отъездом за границу Есенин спросил у меня : « Что мне делать, если Мережковский или Зинаида Гиппиус встретятся со мной? Подавать им руку или нет? Нет, я не подам им руки, я могу сделать более решительный жест. Мы остались здесь. В трудные минуты для родины остались здесь. А он со стороны, он издали смеет поучать нас.» Ведущий: Неумолим ход времени, ход истории и прогресса. На глазах у поэта умирала старая, патриархальная Русь.Что придет ей на смену, что ждет Россию в будущем? Сумеют ли люди сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому в мире? А это значит, сохранить и себя, и весь род человеческий! Тревожны раздумья поэта…Истинная поэзия всегда заглядывает в будущее. В творчестве Есенина художественно, философски мудро отражена боль и тревога за судьбы людские. Он понимал, что человечество стоит у края нравственной и экологической пропасти. И пророческий пафос, глубинная проблема « Сорокоуста» ( защита живой красоты природы- этого драгоценнейшего и святого дара земли- ) нынче особенно очевидны. Для Есенина природа- это вечная красота и вечная гармония мира. Цветы, скажите мне прощай, Головками кивая низко, Что не увидеть больше близко Ее лицо, любимый край. Ну что ж! пускай не увидать! Я поражен другим цветеньем И потому словесным пеньем Земную буду славить гладь.Ведущий: Великий русский поэт мечтал, что все народы станут единой братской семьей. Но он же не мыслил своей жизни без России: Но и тогда, когда во всей планете Пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть,- Я буду воспевать всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким « Русь».Ведущий: Александр Блок справедливо заметил: « Гений всегда народен». В произведениях Есенина есть беспощадный нравственный счет своим ошибкам, заблуждениям и кричащим противоречиям, которые отражали противоречия самой действительности. Но во всем творчестве поэта, в его гражданской жизни нет одного: ухода, отстраненности от самых жгучих, самых животрепещущих, самых сложных социально-классовых, политических, моральных, нравственных, этических проблем, которые вставали перед родиной поэта.Ведущий: Сколько людей ради желанной встречи с поэтами на их « малой родине» каждый год едут со всех концов земли к Пушкину в Михайловское, к Лермонтову- в Тарханы, к Толстому – в Ясную Поляну, к Есенину- в край рязанских раздолий. Константиново — родное село поэта привлекает и теперь поклонников его таланта.

Ведущий: Неодолимо движение времени. Одно поколение сменяет другое.Движется и живет по своим законам мир поэзии- эта Вселенная души человечества. Беспрерывно нарождаются новые поэтические звезды. Одни сгорают и навсегда затухают еще при жизни творцов. Свет души от других доходит к нам на протяжении многих десятков лет.