Борисова Марина Ивановна, педагог дополнительного образованияИгровая программа«По странам и континентам»
Возраст: 3-5 кл
Цель: расширить кругозор детей.Задачи:- познакомить с новыми фактами,- научить детей работать в команде,
— интересно повести досуг.
Много разных стран на свете,И над каждой солнце светит,И везде смеются дети,
Подрастая день за днем.
Мы тебя с собой зовемПутешествовать по свету,Изучать планету эту.Ну, смелее же, идем!Мы приглашаем вас в путешествие по странам и континентам! Давайте соберем три туристические группы и — в путь!(В каждой группе 5-10 человек)Но чтобы начать путешествие, нам надо проверить, опытные ли вы путешественники? Каждая группа будет записывать свой ответ в путевой лист и сдавать в жюри.
Сначала задание попроще:
Конкурс «Допиши строчку»
С гор летит воды каскад,
значит, это — … (водопад)
Украшение Европы
горы дивные — … (Родопы)
Широка и глубокаВолга-матушка … (река)Красотой ласкает
взор молодой сосновый … (бор)
Светом солнца осиян
тихий Тихий … (океан)
Золотистые стога
«Заселили» … (берега)
Перевалами горда
Эта горная … (гряда)
Горами привлекает нас
Не раз прославленный … (Кавказ)
В «Уральских сказках» прославлял
Седой Бажов седой … (Урал)
А теперь немного сложнее, но мы уверены — вы справитесь!
Конкурс «Шарады»
Я — документ страховочный, но буквуТы поменяй, дружок, и не дремли:Я северной и южной точкой буду,Но самой крайней на лице Земли.
(полис — полюс)
С буквой «О» — овраг глубокий,С буквой «У» — простор широкий,Где все лето каждый годЕст траву рогатый скот.
(лог — луг)
Представь, я просто попугай,А по-другому — «попка».Но только букву поменяй —Перед тобою…
(сопка)
Я — восток, и я же — яма,А все вместе — суша я.Не боюсь я океанаИ по нраву мне моря.
(ост + ров = остров)
Молодцы! Можно отправляться в путь! Нас ждут города и страны. Вы готовы к знакомству с ними?Конкурс «Страны мира»
(Загадки)
Я та страна, где поутруПривольно скачет кенгуру,Коала на деревьях спит,И солнце весело глядит.(Австралия)Мои просторы широки,В полях синеют васильки,Березы белые стоят,И у пеньков полно опят.
(Россия)
Сакура — это символ мой,А хризантема — мой цветок,И украшаю я собойИ мир, и дорогой Восток.(Япония)Барвинок — мой цветок любимый,И сало мне необходимо.Столица древняя мояДавно известна вам, друзья.
(Украина)
В ней Париж и Нотр-Дам,Обаянье дам,Золотые лучи над Ла-Маншем,Корабли всех широт,Лучезарный народИ симфонии замков и башен.(Франция)
Вот мы и отправились по Земному шару! А чтоб было веселее — давайте пошевелим мозгами и ответим на шуточные вопросы.
Конкурс «Шуточные вопросы»1. Саких камней нет в море? (Сухих)2. Какой болезнью не болеют на земле? (Морской)3. От чего плавают утки? (От берега)4. У какого Таза нет ручек? (У реки Таз)5. Какой населённый пункт «скрыт» в Барселоне? (Село)6. Где родился хоккей? (В Канаде)7. Какие города всегда «крутые»? (Дивногорск, Пятигорск, Зеленогорск, Красногорск)8. В названии какого города одно имя мальчика и
сто имён девочек? (Севастополь)
Нам пора вернуться на родину, в Россию. В России тоже много интересных мест. Не верите? А давайте посмотрим. Вам надо разгадать ребусы с названием гор и хребтов России. На разгадывание — 3 минуты.Ребусы «Горы России»
(Каточки с ребусами можно раздать командам или вывести на экран)
Мы славно попутешествовали! А теперь давайте посмотрим, что нового вы узнали в путешествии.
Головоломка «Отыщи!»(Варианты ответов можно крупно написать на бумаге или вывести на экран)1. Среди частей света отыщите реку: ВОСТОК, ЮГ, СЕВЕР, ЗАПАД.2. Среди зарослей найдите город: ЛЕС, РОЩА, БОР.3. В океане музыки сумейте найти реку: МИНОР, МАЖОР, НОТА.4. Времена года… Среди них «спрятался» город. ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА.5. В стаде животныx «замаскировалась» река. Найдите ее. ТЕЛЕНОК, ПТЕНЕЦ, МЕДВЕЖОНОК, ОЛЕНЁК.6. Отдых на выбор: ИГРА, КНИГА, СОН, ЕДА. Среди этих слов нужно отыскать название города.7. Предводителями народных восстаний были РАЗИН, ЛУГАЧЕВ, БОЛОТНИКОВ. Найдите город.8. В стае птиц «спряталась» река. Какая? СИНИЦА, ГРАЧ, ДРОЗД, ВОРОНА.9. В напитках «заблудилась» река. Найдите ее. КВАС, СОК, МОРС.10. Оказывается, города могут быть родственниками… с насекомыми. Что это за город? ПЧЕЛА, МУХА, СТРЕКОЗА, ОСА.11. Хотите что-нибудь перекусить? Пожалуйста, перед вами БУЛКА, БУБЛИК, ХЛЕБ, КАЛАЧ, Только не съешьте город. Какой?12. Отыщите среди имен название города: МАРИЯ, ЛЕНА, ВАЛЕНТИНА, ОЛЬГА.13. И снова птицы… Отыщите среди них город: КОРШУН, ЯСТРЕБ, СОКОЛ, КОБЧИК.ОТВЕТ: I .ЮГ — река во Владимирской и Кировской областях. 2. БОР — город в Нижегородской области. 3. НОТА — река в Мурманской области. 4. ЗИМА- город в Сибири. 5. ОЛЕНЁК — река в Сибири. б. ИГРА — город в Удмуртии. 7. ПУГАЧЕВ — город в Саратовской области. 8. ВОРОНА — приток реки Хопер. 9. СОК — приток Волги. ‘ 10. ОСА — город в Пермской области. 11. КАЛАЧ — город в Воронежской области. 12. ОЛЬ.ГА — город на дальнем Востоке. 13. СОКОЛ — город на реке Сухона.
Вот и закончилось наше путешествие! Мы поздравляем вас с возвращением! Как говорится в поговорке — «В гостях хорошо, а дома — лучше!»
Подведение итогов игры. Вручение призов.
Живем мы с тобою в России,В ней много лесов и полей,И дождики льются косые,
И звонко поет соловей.
Просторно в ней белым ромашкам,Березам и морю хлебов,И детям в расшитых рубашках
В ладонях больших городов.
Мы прощаемся с вами. До новых встреч, до новых путешествий!
Список литературы:1. Тарасов А. К. география. Книга для учащихся и учителей. — Смоленск: Русич, 1999.
2. Яворская И. занимательная география. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.