Конкурсно-игровая программа «Наши права» для учащихся 5-х классовМузыка. Выход ведущих.ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие ребята.ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, уважаемые взрослые.1 ВЕДУЩИЙ. Сегодняшняя наша игра посвящена нашим правам.
2 ВЕДУЩИЙ: Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы. Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?..
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов, в результате чего на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций.1 ВЕДУЩИЙ. Если в точности соблюдать все, что записано во Всеобщей декларации прав человека, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать… Ну а для этого нужно, по крайней мере, познакомиться со статьями Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребенка. Что мы и сделаем на нашей сегодняшней встрече с помощью примеров случаев из разных книг. Потому что нет ни одного литературного произведения на свете, в котором, так или иначе, не затрагивались бы права человека.2 ВЕДУЩИЙ. И в этом мы с вами сегодня убедимся.Музыкальная заставка.ВЕДУЩИЙ. В Конвенции о правах ребенка записано, что “главное право каждого чело века — право на жизнь”. Маленький человек — ребенок — тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство — Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными; здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый — пусть живет. А если родился слабым, больным — бросить его вниз со скалы.ВЕДУЩИЙ. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. Для дачи ответа, к микрофону приглашаются по одному представителю от каждого отряда.Ответы учащихся.ВЕДУЩИЙ. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным, ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.ВЕДУЩИЙ. А сейчас посмотрите сцену и вспомните название сказки и ее автора.Выходит Царица с зеркальцем.Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?Зеркальце. (Голос) Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.Царица вздрагивает. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?Звучит музыка.Зеркальце. (Голос) А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.Музыка стихает. Царица бросает зеркальце. Топает ногами.Царица. Эй, Чернавка!Входит девушка, смиренно склонив голову.Царица. Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам!Девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.1 ВЕДУЩИЙ. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.2 ВЕДУЩИЙ. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.ВЕДУЩИЙ. Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?ВЕДУЩИЙ. Для дачи ответа к микрофону приглашаются по одному представителю от отрядов.Ответы детей.ВЕДУЩИЙ. Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.ВЕДУЩИЙ. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.Музыка. Вбегают два разбойника. Поют разбойничью песню из мультфильма “Бременские музыканты”.1-й разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.1-й разбойник. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы, и шоколад есть, красота!2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?1-й разбойник. Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой. 1 ВЕДУЩИЙ. Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые — могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете?2 ВЕДУЩИЙ. Для дачи ответа, к микрофону приглашаются по одному представителю от отрядов.Ответы детей.1 ВЕДУЩИЙ. Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: “Помогите, я не знаю этого человека”. Давайте, попробуем сказать эти слова все вместе. Раз, два начали.Дети повторяют слова.2 ВЕДУЩИЙ. А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой.Проводится общая игра.Разбойники. Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!Дети. Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!Разбойники. Мы хорошие, мы очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!Дети. Нет, все равно не пойдем!Разбойники. Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!Дети. Помогите! Мы не знаем этих людей!Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем. (Собираются уходить.)1 ВЕДУЩИЙ. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!Разбойники. Мы хорошие, мы ничего не сделали!2 ВЕДУЩИЙ. Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.1 ВЕДУЩИЙ. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу.2 ВЕДУЩИЙ. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?1 ВЕДУЩИЙ. Для дачи ответа, к микрофону приглашаются по одному представителю от отряда.
Ответы детей.
2 ВЕДУЩИЙ: Правильно. «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища». Так гласит статья 12.1 ВЕДУЩИЙ. Слова 5-Д классу.5-Д класс показывает сказку.2 ВЕДУЩИЙ: Вопрос 5-Д классу. Вспомните сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и выберите правильное окончание следующей фразы. Отправив падчерицу зимой ночью в лес за подснежниками, мачеха… • отправила падчерицу в изгнание; • заставила покинуть родительский кров за совершение преступления; • подвергла ее жестокому, бесчеловечному обращению. Ответы ребят.1 ВЕДУЩИЙ. Слово 5-Е классу.5-Е класс показывает сказку.2 ВЕДУЩИЙ: Вопрос 5-Е классу. Помните, что сделали с Буратино лиса Алиса и кот Бази-лио, когда он не согласился отдать им свои золотые?«Кот Базилио и лиса Алиса нагнали Буратино и решили повесить его вниз головой, привязали к ногам веревку, и Буратино повис на дубовой ветке… Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые…»1 ВЕДУЩИЙ. Я перечислю несколько прав, а вы выберите одно (или несколько), которое нарушили разбойники в отношении Буратино: • право на свободу передвижения; • право не быть подвергнутым пыткам; • право на владение имуществом. Ответы ребят.2 ВЕДУЩИЙ. Слова 5-Ж классу.5-Ж класс показывает сказку.1 ВЕДУЩИЙ. Вопрос для 5-Ж класса. Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными.Дети. “Гуси-Лебеди”, “Маша и Медведь”, “Снежная королева”.2 ВЕДУЩИЙ. Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой? Кто поможет вам, если случится беда?Ответы детей.1 ВЕДУЩИЙ. Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.2 ВЕДУЩИЙ. С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ — “Конвенция о правах ребенка”, где записаны основные права детей.1 ВЕДУЩИЙ: Вот и вы и познакомились с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка и знаете, какими правами вы обладаете.2 ВЕДУЩИЙ. Но не забудьте о том, что, кроме прав, каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором он живет.ВЕДУЩИЙ. До свиданья.ВЕДУЩИЙ. До новых встреч.
Музыка.