Пояснительная записка.

«Долг перед Отечеством – святыня человека. От нас, отцов, матерей, педагогов зависит, чтобы каждый юный гражданин дорожил этой святыней».

В.А.Сухомлинский

Школа – отражение жизни общества. Если общество духовно здорово и правильно устроено, то такова и школа. Но, к сожалению, на сегодняшний день обстановка далека от благополучия. Происходящие в стране проявления преступности, рост жестокости и насилия свидетельствует о падении нравственности нашего общества. И эта проблема требует немедленного решения. Одной из задач нравственного воспитания является воспитание патриотизма.Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию учащихся чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Формированию патриотизма способствует участие учащихся в художественно-творческой деятельности. Здесь, прежде всего, используются такие формы работы, как участие в литературно-драматических композициях, уроках Мужества, торжественных линейках, вечерах памяти и др.

Историко-литературная композиция «Мы будем помнить..» является фрагментом серии занятий по патриотическому воспитанию.

Классный час «Мы будем помнить…»

Цель проведения мероприятия: на примере конкретных героических событий и личностей воспитывать интерес и уважение к истории своей Родины.

Задачи:o Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонениеперед подвигом; глубокое уважение к ветеранам.o Учить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм, как фронтовиков, так и работников тыла.Оформление: • выставка книг, посвящённых Великой Отечественной войне;• веточки с цветами, голуби(оригами);• плакат «Мы будем помнить…»;• города –герои (выставка-фото);• презентация;

• музыкальное.

Подготовительная работа: • чтение книг о ВОВ;• экскурсия в музей Славы;• чтение воспоминаний из дневников блокадников Ленинграда;• работа с политической картой;

• изучение песен о войне.

Ход занятия.

Дети исполняют песню День победы (слайд-клип)

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы ещё раз вспомнить и почтить память тех, кому обязаны своей жизнью на Земле. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, удивляешься их самоотверженности, мужеству. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга перед товарищами. Героев наградили орденами, медалями, удостоили званий, в их честь назвали улицы, площади, корабли… Нужно ли это мёртвым? (ответы детей)Нет, нужно живым, чтобы не забывали. Война – это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несёт она людям, насколько ужасна смерть на войне. Прошло уже много лет со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням.(слайд) Кто может объяснить, что означают эти даты? (ответы детей)Они отмечены в календаре разными цветами: один чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Они так и называются:День Памяти и скорби. День Победы.

Два дня календаря. А между ними…

(Выходят чтецы с карточками-датами в руках)

1-й ЧТЕЦ: — Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времён Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна И на фронт уходила Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

2-й ЧТЕЦ: Сорок второй! На Ленинград Обхватом с трёх сторон Шёл Гитлер силой 40 дивизий. Бомбил. Он артиллерию приблизил, Но не поколебал ни на микрон Не приостановил ни на мгновение Он сердца ленинградского биение. И, видя это, разъярённый враг, Предполагавший город взять с набега, Казалось бы, испытанных стратегов Призвал на помощь он: Мороз и Мрак. И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шёл за ними следом.

Но радио тогда спасало.
Вы слышали про Левитана?

Деревни, села, полустанкиОт Левитана узнавали,Как шли в атаку наши танки,

Как пехотинцы наступали.

Как ждали люди новостейО том, что наши побеждают!Ты у прабабушки своей

Спроси — она об этом знает!

Как сельский громкоговорительЛюдей тогда объединял!Шофер ли, врач или учитель

От Левитана узнавал,

Что прорвались мы через реку,И что врага разбили в дым. Всем очень близким человеком

Стал диктор, будто бы родным!

От Бреста и до океанаЗвучали важные слова,Все ждали голос Левитана

И фразу: «Говорит Москва!»

( звучит запись с голосом Левитана, слайд)

Ведущий: Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей.К моменту нападения на Советский Союз, Германия захватила почти всю Европу. Назовите страны Европы (показ на карте значками)Эти страны сдались без сопротивления.

Рассказчик 1: …к захвату Гитлер готовился задолго до 1941 года. Главной своей целью они ставили уничтожение Советского Союза. 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, которая являлась преградой Гитлеру для нападения на СССР. Летом 1940 года Верховное главное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана войны против СССР. 18 декабря того же года этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название план «Барбаросса». У границ СССР были сосредоточены 181 отборная немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составляли 5, 5 млн. человек (слайд)

Ведущий: Гитлер выбрал для продвижения своих войск три основных направления: на Москву, Киев, Ленинград. Гитлеровцами были захвачены тысячи городов, посёлков, деревень. Одними из первых встретили фашистскую Армию бойцы военного гарнизона Брестской крепости. В крепости находились всего 3500 тысячи солдат. Но они с невероятной отвагой и мужеством защищали крепость от неприятеля. Фашисты были поражены. Целый месяц сопротивлялись защитники крепости. Почти весь гарнизон Брестской крепости погиб, защищая маленький клочок родной земли. Последним защитником крепости стал майор Гаврилов. Несколько дней он сопротивлялся в одиночку, был тяжело ранен, потерял сознание. Фашисты подбирались всё ближе, и, ворвавшись в крепость, были удивлены, ведь сопротивление им оказывал один человек. Поражённый мужеством советского солдата, гитлеровский генерал отдал ему честь и сохранил жизнь. Майор Гаврилов перенёс все ужасы фашистского плена и дождался победы. Уже после войны получил за свой подвиг Звание Герой Советского Союза. «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик, женщина, ребёнок – УБИВАЙ» Так напутствовал Гитлер своих солдат перед нападением на нашу страну. (слайд)Нечеловеческие испытания выпали в годы войны на всю страну. Каждому городу, где шли бои можно присвоить звание «Город-герой». Но сегодня мы подробнее остановимся на событиях в Ленинграде. 8 сентября 1941 замкнулось кольцо вокруг Ленинграда, город оказался отрезанным от Большой Земли, началась 900-дневная блокада. Связь с Ленинградом поддерживалась только воздушным путем и по Ладожскому озеру. С наступлением зимы 22 ноября была проложена ледовая трасса, которую назвали «Дорогой жизни» (слайд)

Исключительно важное значение эта дорога имела в первую блокадную зиму, по ней в Ленинград было доставлено 360 тысяч грузов, одновременно из города было эвакуировано свыше 500 тысяч человек.

Рассказчик 1: Осенью 1941 года немецкое командование осознало, чтобы выдержать длительную войну, надо было кормить своих солдат, поддерживать свою армию. Они решили принять стратегию голода. Обречь на мучительную голодную смерть как можно больше народа, а живых превратить в рабов.8 сентября 1941 года в блокадном Ленинграде оказалось 2 млн.887 тысяч человек. Снижались нормы выдачи хлеба: рабочие стали получать 225 г хлеба, а не работающие и дети – по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Острый голод давал о себе знать всё сильнее. Умирали молодые и старые, женщины и дети. На улице человек падал и больше не вставал. В квартире – ложился спать и не просыпался.

Дети в осаждённом городе… Их было около 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали всё, что могли, что имели. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силёнки, тем самым нанося вред своему здоровью. Только за первую блокадную зиму голод унёс 252 тыс. человек Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха (слайд)

Чтец: …И листовки летели с небаНа пороге замёрзших квартир:«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не сниться мир?»

Дети, плача, хлеба просили,Нет страшнее пытки такой.Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без светаДень похож на чёрную ночь.Может, в мире и силы нету,

Чтобы всё это превозмочь?

Умирали – и говорили:-Наши дети увидят свет!Но ворота они не открыли,

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работеГород наш по-солдатски хорош?Пётр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдёшь.

Фашизм зверски уничтожал детей, так как они являлись будущим нации, продолжением жизни на земле, уничтожали, грубо нарушая правила ведения войны.
Сейчас вы просмотрите кадры хроники блокады Ленинграда, где в основном пострадали мирное население, которое не смогло эвакуироваться, это старики, женщины и дети (слайд)

Ведущий: Чтобы оказать сопротивление такой большой и подготовленной армии Гитлера, на тропу войны встали и старики и женщины, дети. Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Песни нужны всем были всем, они вселяли надежду, что защитники вернутся живыми и невредимыми. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Кто знает, о какой песне я говорю? В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой был бессилен жестокий враг. Эта песня была народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли на фронте и в тылу (слайд)(звучит 1 куплет «Священная война»)Рассказчик 3: Последним шагом к Победе были бои за Берлин. До тех пор пока наши войска не разгромили врага и его же логово, о капитуляции не могло быть и речи. И это хорошо помнили все наши бойцы. Гитлеровцы зарылись в землю, окопались и держались намертво. Казалось, никакая сила не заставит их отойти назад. 800 наших бомбардировщиков нанесли им сокрушительный удар, потом на них обрушилась артиллерия, затем пошли пехота и танки. Было это 20 апреля 1945 года. Германия находилась на краю катастрофы военной и экономической. Но Гитлер принял решение защищать Берлин до последнего солдата. 15 апреля он призвал своих солдат к беспощадной борьбе и уверил их, что Берлин останется немецким. На берлинском направлении против Советской Армии были сосредоточены группа армий «Висла» (миллион человек), свыше 10 тысяч орудий, 1,5 тысячи танков, 3,3 тысячи самолетов. Советское командование обеспечило решающий численный перевес в Берлинской операции: в людях , в орудиях и минометах, в танках и в авиации.

В это время на улицах Берлина шли ожесточенные бои, чтобы поднять дух в армии, Гитлер назвал берлинское сражение «битвой за судьбу Германии». В составе окруженной в столице рейха группировки насчитывалось около 300 тысяч человек, кроме того, к обороне привлекалось гражданское население, а также выпущенные из тюрем уголовники.

Рассказчик 4: Улицы Берлина были пустынны. По сторонам безмолвно высились разбитые и сожженные, да и целехонькие, брошенные в бегстве гитлеровцами танки, самоходные орудия, грузовые автомашины. Многие дома ещё горели, другие зияли огромными пробоинами от снарядов. На стенах, а где и на крышах, цвели маками красные флажки, установленные советскими воинами. 25 апреля Берлин был окончательно окружён. Битва за Берлин подходила к концу.27 апреля советские войска взяли Потсдам, находящийся в окрестностях Берлина, и овладели центральным железнодорожным узлом. Положение немецких войск стало безнадежным. С 30 апреля из бомбоубежища Гитлера больше не поступало никаких приказов. В этот же день, как выяснилось позднее, он покончил жизнь самоубийством.30 апреля начался штурм рейхстага. Борьба шла за каждый этаж, за каждую комнату, за каждый лестничный пролет. Только 2 мая остатки гарнизона рейхстага сдались. Советское командование предложило германскому вермахту капитулировать. Но отказ противника заставил начать последний штурм немецкой столицы, который продолжался до конца дня 2 мая. В ночь с 30 апреля на 1 мая над куполом рейхстага заалело Знамя Победы (слайд, запись с голосом Левитана)Ведущий: 8 мая 1945 года в Берлине состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии (слайд, звучит голос Левитана) Да, то майское утро было проникнуто ликованием. Но сквозь него проступала скорбь. Люди остро чувствовали потери близких, знакомых и незнакомых; тех, кто умирал под фашистскими пулями и снарядами, пытками, в концлагерях в блокадном городе, в сожжённых деревнях. Их убила война…Это ликование и эта скорбь. Время их не приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас и мы должны об этом помнить, и мы обязаны помнить о них!МИНУТА молчанияВедущий: В этот день нельзя не назвать имена тех, кто сражался за наше счастье. Прошли годы со времён ВОВ, и многих из тех вернулся из боя, уже нет с нами. На сегодняшний день в Елизово их осталось несколько человек. Я назову имена, а вы вслушайтесь в них. Каждое имя – это наша жизнь, наше счастье, наше благополучие. Простое на первый взгляд, имя, но как много стоит за ним. Мы не знаем фронтового пути ветерана, но глядя на его награды, можем догадаться, что он был очень трудным (слайд).Чтец: Глянь на живых, Пока они живые.Запомни шрамы их и седину.Их мужество в те годы грозовыеСпасло от рабства вольную страну.Глянь на живых.Они ведь смерть встречали.И смерть поныне сниться им порой.Они грустят,Они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой…

Ведущий: Когда слышишь мелодию и слова этой песни, на глаза наворачиваются слёзы. Эта песня достойна особого внимания, каждая как частичка прожитой жизни, частичка души наших ветеранов. Чтецы: Тем, кто видел эту войну. Тем, кто выжил в той войне. Тем, кто ещё жив.

Тем, чьё детство опалено огнём ВОВ, посвящается….

Исполнение песни «День Победы».

От nikto231