Сценарий: Конкурс юных знатоков права.

Конкурс юных знатоков права«Поэтом можешь ты не быть,

а гражданином быть обязан!»

для учащихся 3-4 классов

Автор: Шишкина
Наталья Владимировна

Библиотекарь ОУ №34

Пояснительная записка.

В конце XX века Россия открыла новую страницу истории Отечества – страницу демократии. Впервые российские граждане получили возможность оказывать влияние на жизнь общества и государства, на правительство. Для обучения детей к жизни в новых условиях авторами Лавровой С.А., Кропаневой Е. М. были разработаны учебные пособия для учащихся общеобразовательной школы. Эти учебники решают задачу: рождение правового самосознания. Это возможность появления у ребёнка правовой защиты в нашем противоречивом мире. Это и возможность для ребёнка компетентно и качественно принимать решения в очень многих, далеко не простых правовых ситуациях. Это и возможность для ребёнка найти опору, когда он отыскивает свой путь в нашем прекрасном и яростном мире. Большую роль в правовой культуре играет и знакомство детей с системой выборов. Учителя знакомят детей с понятием «выборы», на занятиях по истории дети узнают, как устроено наше государство. Большое внимание уделяется работе с семьёй, потому что родители то-же должны учиться демократии. Для решения этой задачи проводятся родительские собрания, конкурсы для детей, принять участие в которых они могут только с помощью родителей. Например: фотоконкурс «Моя семья на выборах», конкурс рисунков «Мы голосуем» и т. п.Конкурс, который я разработала, проводится в конце изучения учебных пособий, статей «Конституции РФ», «Всеобщей декларации прав человека», закона «О выборах» и т. п. среди учащихся 3-4 классов. Цель: Развитие личности ребёнка, его правового самосознания, формирование Гражданина демократического общества, повышение у младших школьников интереса к выборам.Задачи:1. Закрепить знания детей о документах, регламентирующих права и обязанности человека;2. Развивать умения применять правовые знания на практике;3. Совершенствовать словарный запас;4. Развивать коммуникативные навыки учащихся.Конкурс проводиться в актовом зале, куда приглашаются участники (5-6 человек от класса), зрители. Команды располагаются впереди, а зрители – за ними. С левой стороны сцены располагается книжная выставка с литературой по тематике конкурса, а с правой стороны – жюри.

Конкурс проводит библиотекарь. Время проведения 40 — 45 минут.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М., 20072. Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации. М., 20073. Антонов В. В. «Изучаем права человека». – М.: «Вита-Пресс», 19964. Давлетшина Н. В., Кимлика Б.Б. и др. Демократия: государство и обще-ство. – М.: ИПС, 19955. Лаврова С. А, Кропанева Е. М. Правдивые истории о правах и правилах. – Екатеринбург: «Сократ», 20056. Лаврова С. А., Кропанева Е. М. Истории о правах. – Екатеринбург: «Со-крат», 20067. Шабельник Е. С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М. : «Вита-Пресс», 1995

8. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. – М.: «Вита-Пресс», 1997

Оборудование: книжная выставка: «Я – гражданин». Медиапроектор, экран, компьютер, музыкальный центр. Переносная урна для голосования, кабина для голосования.

Ход:Библиотекарь: Здравствуйте ребята! Вы на уроках знакомились со статьями Конституции РФ, Законами о выборах, Всеобщей декларацией прав человека, а сегодня у нас проходит конкурс знатоков права. Какие права вы знаете?А сейчас попробуйте назвать, о каких правах и обязанностях человека поётся в песне.(исполняются музыкальные отрывки, ответы появляются на экране)1.«Песенка весёлых путешественников» (право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний).2.«До чего дошёл прогресс» (право на пользование благами научно-технического прогресса)3.«Чему учат в школе» (право на образование)4.« Дружат дети всей земли» (люди должны обладать равными правами независимо от цвета кожи, расы, национальности)5. «Пусть всегда будет солнце (право на жизнь и свободу)6. «Я служу России» (каждый гражданин обязан защищать своё Отечество)Библиотекарь: Молодцы, хорошо знаете права и обязанности человека. А так ли хорошо вы разбираетесь в избирательном праве? Сейчас мы это и узнаем.Посмотрите, к нам пришли различные звери, давайте посмотрим, что у них происходит.На сцене появляются «звери» — медведь, зайцы, лиса, волк, белки и т.д.Медведь в центре на стуле, за ним волк и лиса, зайцы и белки «жмутся»поодаль о чём-то шепчутся.Медведь: (обращается к зайцам): Что там у вас происходит, что случилось? Зайцы выталкивают одного вперёд: Заяц: Сегодня в лесу были туристы, у них громко кричало радио, и мы услышали, что среди людей принято проводить выборы, чтобы выбрать того, кто будет писать законы, а также того, кто будет руководить страной. Почему в нашем лесу всё по-другому. Руководит тот, кто сильней. Мы тоже хотим писать законы, управлять в нашем лесу, чтобы всё было по-справедливости. Лиса: Глупые вы, зайцы, много говорите. Я вот вас сейчас съем, чтобы меньше болтали.Медведь: Погоди, Лиса, а ведь зайцы говорят правду. Надо, чтобы и в лесу всё было по закону. Давайте проведём выборы и выберем того, кто достоин управлять нами. Волк: А мы ведь совсем не знаем, как проходят выборы, с какого возраста можно выбирать? Медведь: Да, сложно. А может ребята нам помогут? Смотрите, сколько их в этом зале. Лиса: Умненькие, разумненькие детишки, помогите нам, пожалуйста, научите, как проводить выборы!Библиотекарь: Ребята, давайте поможем животным провести выборы в лесу. Каждая из ваших команд выберет животных, от имени кого они будут участвовать в выборах. Та команда, которая больше всего знает о выборах, приведёт своих животных к победе.

Наблюдать за процедурой, подсчитывать голоса будет избирательная комиссия в составе: (называет членов жюри). За каждый правильный ответ вы будете получать 1 голос, кто наберёт больше голосов, тот и победил. Результаты выборов будут известны только после окончания конкурсов, но мы будем вести рейтинговую таблицу результатов.

1 конкурс: «Выбери меня»Библиотекарь: В этом конкурсе вы должны написать, почему именно вашего животного должны будут выбрать избиратели: положительные качества, что может дать жителям леса и так далее. На этот конкурс вам даётся 5 минут.

Библиотекарь: А пока ребята работают, давайте проведём викторину среди болельщиков. Болельщики за каждый правильный ответ приносят один голос в пользу своего кандидата. (викторина продолжается по ходу всего конкурса знатоков права, когда команды работают).

Викторина для зрителей «Права литературных героев» ( по статьям «Всеобщей декларации прав человека).• В какой сказке нарушено право героев на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая Шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Дюймовочка» и т.д.)• Какие бы литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (поросята — «Три поросёнка», заяц- «Заюшкина избушка)• Героини каких сказок воспользовались правом свободного перемещения? (лягушка – «Лягушка-путешественница», старуха – «Сказка о рыбаке и рыбке»)• В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)• У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)• В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить за-щиту и убежище в других странах от преследований? («Дюймовочка»)• Назовите героев и название сказки, в которой они находились в рабстве? (Буратино, Пьеро, Мальвина «Приключения Буратино»)• Какие права были нарушены у героини сказки «Хаврошечка» (право на свободный выбор работы, справедливые условия труда)• Какие права утёнка были нарушены в сказке «Гадкий утёнок» (все люди рождены свободными и равными в своих правах) Библиотекарь: Время истекло. Теперь по очереди зачитайте предвыборные обещания.

(жюри оценивают, результаты заносятся в рейтинговую таблицу, расположен-ную на доске.)

2 конкурс: «Правовой словарик»Чтобы участвовать в выборах, нужно знать слова, которые могут встретиться в ходе предвыборной компании. Сейчас вы получите листочки, на которых написаны определения, а ваша за-дача правильно найти слово, которое подходит к этому определению. ______________________________________ — свободы каждого человека, которые необходимы в свободном обществе: свобода собрания, совести, религии и слова, а также право на справедливый суд. ________________________________________- способ устройства общества, при котором народ сам правит страной._________________________________________- основной закон государства, который определяет жизнь в стране и отношения между гражданином и государством.__________________________________________- выборный глава местного самоуправления.__________________________________________- официальный документ, листок для голосования. ________________________________________- избрание путём голосования. (слова для справок: Конституция РФ, Мэр, Выборы, Гражданские свободы, Бюллетень, Демократия.)Библиотекарь: Время вышло, а теперь сверьте свои ответы с правильным ответами, которые будут появляться на экране.

Давайте посмотрим, как изменился ваш рейтинг после этого конкурса.

3 конкурс: Я – гражданин. На сцене расставляются кабина для голосования и урна. Жюри — члены избирательной комиссии. Ваша задача: показать, что должен делать человек, который пришёл на выборы. Библиотекарь: А теперь давайте сверим ваши ответы с правильным и поучим наших зверюшек. (приглашается один из «зверей»).

Жюри подводят итоги, сообщают рейтинг участников.

Библиотекарь: А сейчас последний заключительный конкурс, который называетсяЛестница твоих прав.С рождением человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности – конституционные, семейные, гражданские и прочие. Однако их осуществление возможно лишь по мере взросления. Человек как бы поднимается вверх по лестнице.

Лестница вам дана, здесь указан возраст. Ваша задача: найти права, которые вы имеете, и будете иметь в данном возрасте, и поставить рядом с годом.

55-60 лет ( — имеет право на пенсию по старости) 35 лет ( — имеет право быть избранным Президентом) 21 год (- имеет право быть избранным депутатом в Государственную Думу) 18 лет ( — становиться полностью дееспособным и может своими действия ми приобретать любые права и налагать на себя любые обязан- ности; — может работать 40 часов в неделю и выбрать себе любую работу; — надлежит призыву в Российскую армию; — имеет право принимать участие в выборах). 14 лет ( — получает паспорт гражданина РФ; — с согласия родителей может выбирать себе место жительства; — вправе совершать любые сделки ( с согласия родителей); — вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипен- дией, другими доходами; — имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам; — может вступать в молодёжные общественные объединения; — подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления; — может быть исключён из школы за нарушения). 10 лет ( — вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; — может вступать в детские общественные объединения) 6 лет ( — вправе посещать школу; — вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки; — сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями для определённой цели или для свободного распоря- жения).с рождения ( — приобретает право на гражданство; — имеет право на имя, отчество, фамилию; — имеет право жить и воспитываться в семье; — знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;

— на имя ребёнка может быть открыт счёт в банке.

Библиотекарь: Наш конкурс подошёл к концу, а сейчас наша «избирательная ко-миссия» подведёт итоги, и мы узнаем, кто из зверей получил наибольшее количество голосов. Давайте пригласим их на сцену. (жюри объявляют результаты, поздравляют того «животного», кто победил на выборах).

Член жюри: ребята, благодарим вас за участие в конкурсе, будем надеяться, что эти знания пригодятся вам и в классе, когда вы будете выбирать Совет класса. Успехов вам в дальнейшей жизни.

г. Каменск-Уральский [right][/right]
2009