Сценарий: История хлеба «Живой хлеб»

Чтец: «Хлеб» Григорий Виеру.Положит в землю человек зерно,Прольется дождь – зерно орошено.Крутая борозда и мягкий снегЗерно укроют на зиму от всех.Весною солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберет.И золотые руки пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Сегодняшний наш разговор пойдет о хлебе. Мы ежедневно приносим к себе домой копию – правда, уже несравнимо улучшенную, но все-таки копию! – первого хлеба. Каждый день мы берем в руки эту загадку Природы Матери, даже не пытаясь разгадать ее. Да это и не возможно. А загадка природы размножилась для нас всего лишь бытовыми загадками про хлеб, но теперь уже с отгадками себе в утешение.

Выходит девушка в сарафане с караваем в руках (каравай разрезан на кусочки).

Девушка: Слава миру на Земле!Слава хлебу на столе!Если мы хотим кого-тоВстретить с честью и почетом,Встретить щедро, от души,С уважением большим,То гостей таких встречаемКруглым пышным караваем.Он на блюде расписномС белоснежным рушником.С караваем соль подносим,Поклонясь, отведать просим:- Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб-соль из рук.

Здравствуйте ребята. Хочу угостить вас вот этим вкусным караваем, а чтобы его попробовать, нужно отгадать мои загадки. Отгадаешь загадку кусочек каравая твой.

ЗАГАДКИ

1. Белая беляна по полю гуляла,Домой пришла, в сусек легла. МУКА2. Стоят столбы точеные, головки золоченые. КОЛОСЬЯ В ПОЛЕ3. Сидела баба на пече, на коленом кирпиче,Не могла стерпеть, начала пыхтеть.

КВАШНЯ

4. Возьму пыльно, сделано жидко.Брошу в пламень, будет как камень. ХЛЕБ ПЕКУТ5. Мешен, квашен, вялен на стол поставлен.Всем нужен, да не всякий сделает. ХЛЕБ6. Загадаю загадку, закину за грядку;Моя загадка в год пойдет, колосом взойдет. ЗЕРНЫШКО7. И комковато, и ноздревато,И мягко, и ломко, а всех милей… ХЛЕБ8. Две недели зеленится, две недели колосится,Две недели отцветает, две недели поливает,Две недели подсыхает.

КОЛОСЬЯ

Девушка: Правильно, это все о хлебе, поле о колосе. Не загадывай, говорят, в год, а
загадывай в рот. Загадка, загадка да семь верст правды в ней.

Девушка раздает всем кусочки каравая.

Ведущий: Мы привыкли у виду вкусу запаху хлеба. Он давно уже стал нашей
каждодневной пищей. Ржаной, пшеничный, московский, украинский, бородинский, орловский, минский, столовый, чайный, молочный, диетический. Черный и белый, подовый и формовой, опарный, без опарный и заварной, обыкновенный улучшенный и сдобный… во всех видах – от сухаря до пирога – хлеб для нас всегда останется хлебом.

Чтец: «Живой хлеб» В.Макаров (отрывок).Дороже злата и серебраОн – всем и всему голова.У хлеба значенье особоеДержавные держит права.И так повелось это исстари:Изба пирогами краснаХлеб – наиглавная исповедь

Пред жизнью во все времена.

Ведущий: Ежедневно потребляя хлеб из пшеничной и ржаной муки, мы обогащаем свой организм не только белками, углеводами и витаминами, но и получаем соли кальция, фосфора, калия, железа и прочих микро – и макроэлементов.
Когда нам хочется, есть, мы думаем, прежде всего, о хлебе. Вот и пословицы люди придумали об этом.

 Без печки холодно, а без хлеба голодно. При голодном желудке и в голове туман. Натощак и песня не поется. Тощий живот – ни в пляску, ни в работу. Не спится – хлеб снится.

 Уж солнышко на ели, а мы еще не ели.

И больше всего думается о хлебе на бесхлебье. А когда в наших домах прописаны сытность и достаток, хлеб попросту незаметен при своей повседневности незаменимости. Заменить же нам его ничего не может. И в незаменимости этой – хлеб бесценен. Ценность хлеба можно понимать по-разному: прежде всего это понятие экономическое. Не легкое это занятие подсчитать затраты всех работ, связанных с землей, техникой, урожаем, а так же заготовкой зерна и дальнейшей переработкой. Но есть и еще одно понятие о ценности хлеба – нравственное. Каждый понимает это по-разному. Хлеб дорог нам не только, как продукт питания, он дорог всем, что есть человеческого в нас. Именем хлеба клянутся: «Чтоб мне первым куском подавиться… Чтоб мне хлеба не видать!» Хлеб вносят в новый дом: «не красна изба углами, красна пирогами». Хлебом – солью встречают дорогих гостей: «Честь да место, да обед на столе». Краюху материнского хлеба берут с собой в дорогу, как благословение: «Хлеб в пути не тягость». Именно хлебом, отношением к нему выверяется душевная щедрость человека: и хлебом, которым делишься, не имеет себе равного по вкусу!

Чтец: * * * С. Погореловский. Пышный, мягкий, пропеченый,Подрумяненный слегка,Хлеб с горбушкой золоченойШел к тебе издалека.В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришел,В нем здоровье, наша сила,В нем чудесное тепло.Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Ведущий: Как повелось на Руси, начинали работу: «Ну, с богом!» заканчивали: «Слава
тебе, Господи!» Что надо было иметь крестьянину, чтобы посеять хлеб? Семена, лукошко, крепкие руки и ноги да верный глаз. Шагами мерял хлебороб свою пашню – знал на ней каждый камешек. Был внимателен к солнцу, примечал когда погода изменится в хорошую ли в плохую сторону. Жизненный опыт, интуиция чувство земли – это и была его агротехника.

Ведущий: Да за заботы и труды награда для нас – хлеб. Хлеб пекут сейчас в
хлебопекарнях, в минипекарнях, а еще совсем недавно наши бабушки пекли хлеб в русской печи. Вкладывали в него не только умение печь хлеб, но и душу. Вот об этом мы и попросим рассказать нам бабушку Варвару.

Входит женщина наряженая в старинную русскую одежду

Бабушка Варвара: Говорят, бабья дорога – от печи до порога. А какая это дорога? Сейчас расскажу: Сколько ума и сноровки, мастерства и таланта требует она. Русская печь была центром, корнем крестьянского дома и не было тягостнее проклятья: «Да потухнет огонь в твоем доме!» Печь – кормилица, печь искусница возвышала в собственных глазах любую хозяйку.Что не сделаешь, чтоб печь хорошо горела да пекла! На новолунье ее клали, а выложив, из другой хорошей печи золу приносили. Огонь – самый первый! – должен быть заимствован, чтобы с «ярко – красною душой» жила печка русская, жарко гудела от тяги да тепло хранила. «На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют да потом и жуют».Выпечка хлеба – это событие! И здесь все важно. Дрова лучше сосновые. Выложить их в печи нужно умеючи. Хлеб посадить в печь и вынуть во время. Да разве перечислить все тонкости хлебопечения?Есть одна старая примета, хочу поделиться с будущими хозяюшками. Когда хочешь хлеб испечь или другое что из теста, а желание имеешь, чтоб в пору было вынуто из печи, то возьмите от того теста кусочек и сделайте круглый шарик, положите в воду в хрустальном стакане тогда когда хлеб посадишь в печь. Как тесто поспевать будет в печи, так шарик подыматься станет, а как совсем подымется вверх и в печи тесто поспело.А примет сколько знаю! Сажая хлеб в печь, подымай подол, приговаривая: «Подымайся выше…» «Поколе хлеб в печи, не садись на печь, исспортится». «Хлеб печется – не мети избы: спорынью (дух хлеба) выметешь. Когда один хлеб вынуть раньше прочих и разрезать его, то все хлебы испортятся… Хлеб обедом из рук выпадает – гость спешит»… Хлеб в печи раздвоится – к отлучке кого-нибудь из семьи…А еще перед тем, как посадить буханку в печь, выводили на верхней стороне большой крест. Разные народы и в разное время изображали на тесте разные знаки. Считалось, что это защищает хлеб от нечистой силы.Расскажу вам обычай один старый. Стелили в избе солому и приносили снопы. Хозяин прятался за ними. Входили в горницу дети их спрашивали, видят ли они отца? «Нет» — отвечали. Тогда хозяин говорил: «Пусть и рожь будет такая же высокая и густая, чтобы за ней не было видно человека». И дети песни пели разные.«Слава тебе, боже, что в поле пригоже!В поле копами, на гумне стогами!На гумне стогами, в клети закромами!В клети закромами, в печи пирогами!»А петь к месту будет сказано – на Руси умели всегда. Самозабвенно, распахнуто, голосисто – с припевами, с приговорками да прибаутками, с приплясом да посвистом. Сейчас в современной повседневной жизни уже не поют этих красивых старинных песен.А какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было весну проводить. Теперь этого не делают, потускнели сельские праздники.Расскажу ка я вам, как весну провожали: Взявшись за руки деревенская молодежь становилась в две линии: получался живой «мост», по сомкнутым рукам пускали «колосок» — иаленькую девочку с венком на голове. А венок был разукрашен разноцветными лентами да лоскутками. «Мост» оказывался нескончаемым, т.к. пройденые пары становились снова спереди. Пока шествие не доходило до озимого поля, девушки все время шли. Возле загона девочку ставили на землю, тут она срывала пук зеленой ржи и пускалась бежать к околице. Взрослые не спеша двигались за ней, распевая обрядовые песни. Возле села с венка обрывали ленты и лоскуты, которые брали на память, о прошедшей весне. Разбросаные растения ржи подбирались парнями, кому достанется с колоском – тому по осени и женатому быть.

Красивые были праздники, да жаль забыты они, а ведь в праздничных песнях, обрядах раскрывалась душа человеческая. Пели песни и славили извечный крестьянский труд на земле. Славили хлеб для себя и для всех.

Ведущий: Спасибо, вам бабушка Варвара за интересный рассказ. Много еще можно
рассказывать о приметах, обычаях, обрядах, заговорах о том таинственно интересном пришедшем к нам из глубин веков, пронесенных людьми за многие годы жизни, дошедшие до наших дней. Пусть в наше время легче стало обрабатывать землю, сеять, убирать останется одно самое главное – люди работающие под одним небом у хлебного поля, люди самых разных профессий, судеб, характеров. Они вкладывали, вкладывают и будут вкладывать силу, труд, душу.

Чтец: «Буханка хлеба» Д. Чернов.На столе лежит буханка хлеба,Тяжелая и сладкая, как мед.За нее сражались на земле и в небе,За нее сраженье каждый день идет.Чтоб буханка на столе лежала,Труд вложило множество людей.Много потрудилось комбайнеров,Пекарей, шоферов, слесарей.И когда ты вдумаешся в это,Хорошо себе представишь все,Цену будешь знать буханке хлеба,

Будешь уважать всю жизнь ее.

Ведущий: История хлеба – это хроника. И не только специалистам сельского хозяйства и историкам надо хнать ее. Ее надо знать всем!И помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, –

трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Чтец: * * * Н. Аникеева.Так повелось на моей земле:Из года в год, из рода в род – векамиТот хлеб, что в каждом доме на столе,Согрет был человечьими руками.Он их теплом, он их добром пропах,И песней той, что жаворонком спетаПод синим небом в золотых хлебахВ июльский полдень солнечного лета.Пройдется пахарь утром по жнивью,И сыну, указав рукой на поле,Негромко молвит: «Поклонись ему,Как матери, как нашей общей доле!»Ты вырастешь и через много летОпять сюда вернешся на рассветеИ скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Действующие лица: ведущий, девушка, Бабушка Варвара, чтецы.