Сценарий для лагеря:
Игра-соревнование «Когда на море штиль…».
1. Сценарный план:• Разминочная часть (задания на сообразительность и эрудицию) – «А правда ли что…?» (обыгрывание понятия «штиль»), синонимы и антонимы к понятию «штиль».
• Теоретическая часть – тестирование по темам: «Ориентирование с помощью карты и компаса» и «Предсказание погоды»; заполнение таблицы «Препятствия в походе и их преодоление».
• Практическая часть – «Типы костра»; практическое тестирование «Продолжительность варки на костре».
• Заключительная часть – обобщение, выводы, ужин.
2. Методические сопровождающие материалы в виде методических рекомендаций.
I. Разминочная часть.Эта часть предполагает своего рода «притирку» друг к другу, введение в основные теоретико-практические задания.I.1. Обыгрывание понятия «Штиль».Командам даётся 30 секунд, чтобы обдумать ответ на вопросы о штили: «А правда ли, что «штиль» от немецкого Stille обозначает «тишина»?»(да); «А правда ли, что штиль – это ветреная погода с сильным ветром?» (нет, это безветренная, тихая погода со слабым ветром, скорость которого по шкале Бофорта не более 0,5 м/с); «А правда ли, что штили наблюдаются в экваториальной зоне затишья, в области Азиатского антициклона зимой?» (да, это так); «А правда ли, что штили наблюдаются чаще на открытой местности, чем в котловинах?» (нет, наоборот – их чаще наблюдают в котловинах, чем на открытой местности); «А правда ли, что у рок-группы «Ария» есть песня с названием «Штиль» из одноимённого альбома, вышедшего в 2002 году?» (да, это так); «А правда ли, что в музыкальной науке есть понятие «штиль» — это такая вертикальная палочка нотного знака, которая указывает длительность нот?» (да, в нотной записи есть такой символ); «А правда ли, что в современности нет человека с фамилией Штиль?» (нет, это не так: Штиль Георгий Антонович – советский и российский актёр театра и кино); «А правда ли, что «Штиль» – это зенитно-ракетный комплекс советского производства?» (да, это так).
После отведённого времени для раздумья отвечает та команда, которая быстрее подготовится. Засчитывается тот ответ, который будет не только быстрым, но и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл.
I.2. Подбор синонимов и антонимов к понятию «штиль».
Даётся время (5 минут), чтобы каждая команда придумала как можно больше синонимов или антонимов. За каждое правильное слово – 1 балл.
II. Теоретическая часть.
Эта часть предполагает безусловную помощь опытных ребят моей секции – они и свои знания применят, и себя покажут перед неопытными, и посоревнуются между собой.
II.1. Тестирование по темам: «Ориентирование с помощью карты и компаса» и «Предсказание погоды». Каждая команда заполняет заранее приготовленные бланки.1. Для чего нужно ориентирование с помощью карты и компаса:а) для определения меридиана на карте,б) для определения своего местонахождения,в) для определения широты и долготы. 2. Угол магнитного склонения может достигать величины в 10-20є и более, иметь разный знак – это разница между: а) истинным (географическим) и магнитным меридианами, б) явным и ложным меридианами, в) настоящим и прошлым меридианами. 3. Чтобы сориентировать карту, необходимо: а) карту положить горизонтально, поставить на неё компас и вращать карту вместе с компасом так, чтобы направление стрелки компаса совпало с меридианом, б) карту положить вертикально, поставить на неё компас и вращать карту вместе с компасом так, чтобы направление стрелки компаса совпало с меридианом, в) карту положить горизонтально, поставить на неё компас и вращать только компас так, чтобы направление стрелки компаса совпало с меридианом. 4. После того, как карта сориентирована, ее привязывают к местности путем: а) бельевых верёвок, б) создания новой карты, в) визирования на заметные предметы или с помощью компаса. 5. При заходе и восходе солнца заря желтая, золотистая, розовая; её зеленоватый цвет указывает на длительное сохранение характера погоды – это признаки погоды: а) малооблачной, без осадков, б) облачной, с дождём и ветром, в) переменчивой. 6. Летом ночью над низкими местами (болотами, лощинами, речками) скапливается туман – это признак: а) ненастной погоды, б) хорошей погоды, в) переменчивой погоды. 7. Тонкие перистые облака постепенно затягивают все небо и переходят в перисто-слоистые облака, располагающиеся тонким слоем. Если эти облака закрывают солнце или луну, то вокруг светила видны белые круги. Дальше уже надвигается сплошная облачная пелена. Солнце и луна становятся невидимыми. Это признак: а) переменчивой погоды, б) хорошей погоды, в) ненастной погоды. 8. Вечерняя или утренняя заря приобретает красную, иногда даже багровую окраску. Солнце садится в тучу. Это к: а) перемене погоды, б) ненастью, в) хорошей погоде. 9. На горизонте видны перисто-кучевые облака в виде мелкой ряби. Появляются вытянутые облака, похожие на огромные зерна чечевицы. В летнее время вечером или утром образуются облака в виде зубцов или башен. Одновременно наблюдается несколько ярусов облаков. Летом создается ощущение духоты – парит. Атмосферное давление сначала мало изменяется, затем внезапно начинает понижаться. Это верный признак: а) хорошей погоды, б) переменчивой погоды,
в) ненастной погоды.
подтока воздуха и вставляется растопка. Нередко такую нодью сооружают на месте догорающего костра, использовавшегося для приготовления пищи и давшего много углей. Последние разгребают по всей длине между брёвнами. 5 «Звёздный костёр» В зависимости от того, используется он для приготовления пищи или для обогрева, составляется из 5-10 крупных поленьев или брёвен длиной до двух-трёх метров. Их складывают концами вместе в виде звезды. По мере сгорания поленья пододвигают к центру. При небольшом размере костра, дающем жаркое узкое пламя, на нём удобно готовить пищу. 6 «Ночной костёр» Имеет наиболее простую конструкцию. Для его сооружения необходимы 2-3 бревна, уложенные на землю параллельно или под небольшим углом. Часто используется как для приготовления пищи и сушки одежды, так и для обогрева. 7 «Таёжный костёр» Представляет собой модификацию ночного костра. На длинное бревно под острым углом с небольшим напуском — до полуметра, укладывается три-четыре бревна. Этот костёр довольно часто разводят для обогрева во время ночёвок на открытом воздухе под тентом.
8 «Полинезийский костёр» Это конусообразно сужающаяся яма глубиной около метра, стенки которой обкладывают крупными поленьями или брёвнами, а на дне разводят костёр. Даёт много углей, хорош в дождливую и ветреную погоду.
III. 2. Практическое тестирование «Продолжительность варки на костре»Как известно, при варке пищи на костре рекомендуется исходить из следующей средней продолжительности варки и количества воды на продукт.Продукты Количество кружек воды на кружку крупы Продолжительность варки на костреГеркулес 3-5 10-20 мин.Манка 8-10 10-12 мин.Гречневая каша 5-10 35-40 мин.Овсяная каша 6-10 1 часПерловая каша 4-8 1,5 часаПшенная каша 4-7 30-40 мин.Рис 4-8 18-40 мин.Фасоль, горох, бобы 3-4 2-3 часаВермишель, лапша — 10-18 мин.Картофель — 20-30 мин.Рыба — 15-20 мин.Говядина — 1,5-2 часаСвинина — 1-1,5 часа
Это задание предполагает наличие знаний и практических навыков у бывалых «походняков». Каждой команде предлагается какое-то одно походное блюдо (тянется жребий) – геркулес, манка или вермишель. Заранее не оговаривается сколько нужно кружек воды на 1 кружку крупы и сколько потребуется минут для варки. При этом каждую команду спрашивают об этих параметрах, чтобы соразмерить теоретические знания и практические умения. Это будет учтено при оценке, также как и само блюдо на вкус. Оценивается по 5-тибалльной системе.
IV. Заключительная часть.
За чашками особого ароматного походного чая, с приготовленными самими участниками соревнований походными блюдами обсуждаются достижения и результаты проведённого соревновательного вечера. Выясняется, что когда на море штиль, можно на берегу устроить соревнование между командами в силе, ловкости, интеллекте, смекалке; можно многому научиться друг у друга: тонкостям походного дела, взаимовыручке, прислушиванию друг к другу.
[center][/center]