Экологический КВН
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем наше заседание Клуба Веселых и Находчивых. Сегодня мы будем свидетелями баталий между командами «Вобла» и «SOS».Команды выходят в зал под музыку и аплодисменты болельщиков.
Ведущий: Помогать нам в разрешении споров и оценивать предстоящие конкурсы будет уважаемое жюри: директор школы, завуч, учителя химии, физики, литературы, двое учащихся.
Итак, первый тур нашей встречи! Звучит гонг!
Конкурс «Приветствия»
Прошу капитанов команд подойти к столику жюри для жеребьевки.Капитаны выбирают билеты с № 1 и № 2.Приветствие команды «sos»Соревноваться рады с вами Мы юмором, и смехом, и делами. Мы вас приветствуем, друзья!
Без юмора и смеха жить нельзя!
Цель нашей встречи — шутка и общение, Обмен весельем, взглядом, мненьем. И выиграть, и проиграть мы рады.
Скрестим в игре, как шпаги, взгляды!
Приветствие команды «Вобла»Как здесь много эрудитов, Негде яблоку упасть. Трудно будет победить нам, Не ударим лицом в грязь. Припев:То урок, то перемена, Надоел такой покой, КВН — родной, любимый,
Мы навек теперь с тобой!
Мы хотим ввязаться в бой, Вот и вышли к вам гурьбой, Говорим чуть невпопад, Только нет пути назад. Припев:Но надежды не теряем Занять главный пьедестал, А соперникам желаем
Не терять борьбы накал!
Привет, соперники-друзья! Задора в нас не меньше. Если победу поделить нельзя,
То пусть победит сильнейший!
Соперники, соперницы, Приветствуем мы вас, Хотите — будьте первыми,
Но только после нас!
Участница команды «Вобла» поет и преподносит соперникам…Синенький скромный платочек, Дарим на память мы вам, Вы не ревите, слезы утрите, Коль проиграете нам…Приветствие жюри команды «SOS»Очи черные, очи жгучие, О жюри, жюри, о — могучее! Пожалейте нас, в этот трудный час,
Выступаем мы только в первый раз!
Мы справедливых ждем решений. Единства взглядов, мыслей, мнений. Вглядитесь зорче в лица наши,
Мы — всех милей, умней и краше!
Приветствие жюри команды «Вобла»Знаем мы, что КВН — игра, И играть настала нам пора. Будем ей все силы отдавать
И пятерки в баллах получать!
Ты суди-ряди, жюри, жюри,Но только в нашу пользу,Знаешь, верим мы в тебя, как химикв аш два о (Н2О).Знаешь, нам в команде быть,в команде быть непросто, Только мы хотим, чтоб нам немного повезло…Обращение к болельщикам команды «Вобла»Мы рады вас приветствовать, товарищи — ребята, За то, что вы пришли сюда, а не ушли куда-то. Мы рады вас приветствовать, товарищи-друзья.
Потому что выиграть нам без вас никак нельзя!
Наша команда, наша команда. Просим очень вас, Вы все болейте, очень болейте,
Только лишь за нас.
Мы в КВНе, мы в КВНе играем в первый раз, Но не сробеем, все одолеем, Покажем высший класс!Обращение команды «SOS» к болельщикамКак много девушек хороших Собралось здесь сейчас вокруг, Но мысль одна меня тревожит:
Поддержат «SOS» они, мой друг?
В игре не будет нам покоя, И надо сильным духом быть. Любовь болельщиц беспокойных
Поможет выжить, победить!
Ведущий: Просим жюри подвести итоги первого тура соревнования «Приветствия».Объявляются результаты, которые вывешиваются на табло.Ведущий: Начинаем второй конкурс: «Расшифруй название команды». Слово предоставляется команде «Вобла».Мы приняли «Воблу» в буквальном смысле, А не в каком-нибудь инакомыслии, И этой рыбешке мы посвящаем оду,
И нам, и вам, и всем в угоду.
Ода ВоблеВ те давние, далекие года Была ты королевой бала. Теперь ты экспонатом стала,
В небытие уходишь навсегда.
Тебя едали часто, много, вкусно, С картошечкой, с пивком, с капустой, От голода простой народ спасала,
И вот теперь тебя почти не стало.
Чтоб не показывать тебя в музеях, Как динозавров, вымерших зверей, Тебя мы сохранить сумеем
На радость бытия людей.
И вобле все кричали мы «SOS», И любим мы ее всерьез.Спасем оставшихся — созданье Природы-матушки своей, Чтоб не ушла она в преданья,
Была кумиром для людей!
И хорошо, что мы назвали Команду «Воблой» дорогой, Торжественно ее признали
Живой, реальной, не мечтой.
Ведущий: Слово предоставляется команде «SOS».«SOS» — краткое — спасите души, Природа всем кричит давно. Закрыть глаза, заткнуть уши,
И выжить — так не суждено…
Будем бить тревогу вместе, Потому что все в ответе, Как нам в новом веке жить, Как природу сохранить!Ведущий: Жюри, пожалуйста, оцените второй конкурс. (Жюри выставляет оценки и подводит итоги второго тура.)Ведущий: Начинаем третий тур нашего состязания «Разминка».
Условия конкурса: каждая команда приготовила по три вопроса со своими ответами и задает, их по очереди друг другу. Время на обдумывание 30 секунд. Жюри оценивает скорость, правильность и оригинальность ответов.
Варианты вопросов и ответов для учащихся 10-х классов1. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? — Оксид кальция (СаО) — негашеную известь.2. Какая кислота всегда находится в желудке человека, а при недостатке ее пьют как лекарство? — Соляная кислота (НСL).3. Какой царский напиток не пил ни один царь? Назовите его состав. — «Царскую водку». Это смесь концентрированных азотной и соляной кислот всоотношении 1:3.4. Какое влияние оказывает хлороформ на организм человека? — По характеру действия хлороформ — наркотик. Он вызывает дерматиты, экземы, желудочно-кишечные расстройства. Небольшое отравление сопровождается рвотой, болями в желудке.5. Для чего умные хозяйки при хранении картофеля в подвале кладут к ним несколько спелых яблок? — Зрелые плоды яблок выделяют газ этилен, который вызывает торможение ростовых процессов. Клубни картофеля дольше сохраняются и не прорастают.6. Почему нельзя делать «домики» для птиц из пластмассы? — В отличие от дерева, пластмасса не способна впитывать влагу и выпускать ее наружу, поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, накапливаются, образуя повышенную влажность, которая губительна для птиц.7. Что является источником антропогенного метана? Какое влияние он оказывает на атмосферу Земли? — Таким источником являются рисовые поля, животноводческие фермы, угольные шахты и мусорные свалки. Антропогенный метан, поглощая инфракрасное излучение земной поверхности, усиливает парниковый эффект.8. Выброс каких продуктов сгорания производят теплоэлектростанции, работающие на каменном угле? Как они влияют на атмосферу? — Продуктами сгорания являются СО2, СО, 5О2, зола и т. д., они усиливают парниковый эффект.
Вопросы и ответы для учащихся 11-х классов
1. Какая мука несъедобна? — Несъедобная мука, но дающая хлеб, это минеральные удобрения. Это — костяная, фосфоритная, апатичная мука.2. Какая связь между свеклой и пирожным? — В обоих продуктах есть сахар.3. Какой сахар не едят? — Свинцовый сахар, т. е. ацетат свинца, сладковатый на вкус, но он ядовит.4. Какое масло называют прованским и почему? —Лучший сорт оливкового масла (прозрачное, душистое, застывающее при —60°С, прованское масло названо по имени провинции Прованс на юге Франции).5. Почему разрушаются бетонные траншеи, по которым осуществляется сток отходов жирокомбинатов? — Сток отходов жирокомбинатов всегда содержит жирные кислоты, которые образуют с известью цемента кальциевое мыло, вследствие чего цемент разрушается и связь между зернами бетона нарушается.6. Какая связь существует между глюкозой и елочными игрушками? — Так как глюкоза содержит альдегидную группу, то она с аммиачным раствором оксида серебра дает реакцию «серебряного зеркала», в результате реакции выделяется тонкий слой серебра, которым покрывают елочные игрушки. 7. В 1845 году немецкий химик Христиан. Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислоты. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком жены, прополоскал его и повесил сушиться над печкой. Фартук подсох, но затем раздался не очень громкий взрыв и …фартука не стало. Почему взорвался фартук? — Нити хлопчатобумажной ткани сделаны из целлюлозы, в состав элементарного звена мономера которой входят три групп ОН (гидроксогруппы). Под действием кислот происходит реакция нитрования с образованием нитроклетчатки (пироксилина), которая взрывается с выделением тепла и газов.8. В ясный солнечный день Исаак Ньютон вышел на прогулку и встретил пастуха. Пастух посоветовал ученому вернуться домой, чтобы не попасть под дождь. Ньютон не послушал совета пастуха и был наказан. Продрогший и промокший, он пожелал узнать, как пастуху удалось так точно предсказать погоду. Пастух ответил, что ему помог баран. Как? — Перед дождем и в сырую погоду поры каждой шерстинки животного заполняются водой, шерсть набухает и удлиняется. В сухую погоду часть воды испаряется, и длина шерсти уменьшается.9. Обладают ли слезы человека бактерицидными свойствами? — Слезы человека содержат 0,1% белков, в том числе фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Лизоцим быстро и полностью растворяет многие аэробные бактерии. 10. Почему животные долго зализывают свои раны? — Животные не зря долго зализывают свои раны: кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.Ведущий: Жюри, оцените конкурс «Разминка».Ведущий: Следующий тур нашего состязания называется «Экспериментатор». От каждой команды приглашаются — по два человека.Ваша задача определить несколько веществ по цвету и с закрытыми глазами по запаху.1-й вариант веществУксусная кислота по запахуБензин по запахуФормалин по запахуСульфат бария молочно-белый осадок
Гидроксид железа (III) бурый осадок
2-й вариант веществНашатырный спирт по запахуЭтиловый спирт по запахуКеросин по запахуХлорид серебра белый творожистый осадокГидроксид меди (II) голубой осадокВедущий: Переходим ко второму этапу конкурса «Экспериментатор» .На столе заранее приготовлены наборы реактивов: раствор карбоната натрия, разбавленная соляная кислота, раствор гидроксида кальция, стеклянная трубочка, кусочек мела, свеча, резиновые шарики, спички, пробирки.Ведущий: Прошу подойти ко мне по одному участнику от каждой команды.Ваша задача — получить углекислый газ и объяснить, как вы это сделали.Звучит музыка, ребята приступают к проведению опытов.Варианты получения СО2:— слить в пробирку карбонат натрия и соляную кислоту, в результате реакции будет выделяться СО2;— провести реакцию взаимодействия мела с соляной кислотой;—зажечь свечу или просто спичку — при горении любого органического вещества выделяется СО2;— в раствор гидроксида кальция подуть через стеклянную трубочку;— просто надуть воздушный шарик — мы выдыхаем СО2.(Жюри оценивает каждый из этапов конкурса «Экспериментатор» по 5 баллов.)Ведущий: Переходим к самому интересному и увлекательному туру наших состязаний «Домашнее задание».Первый конкурс «Что бы это значило?»Ведущий; Каждой команде заранее было дано задание нарисовать рисунок на экологическую тему. Сейчас вы обменяетесь своими рисунками и постараетесь за 30 секунд объяснить, что на них, по-вашему мнению, нарисовано.Объяснение команды «SOS»Киты вообще планктон едят, Но этот кит ест все подряд. Ох, неразборчив он — обжора, И уйму выбросил он сора. Он променял свои все блюда
На то, что плавает в округе.
Объяснение команды «Вобла»Если воздух загрязнять, Нечем будет нам дышать. Скафандр наденет человек, То костюм на новый век.Ведущий: А сейчас команды разыграют экологические сценки.Сценка команды «SOS»«Две бабушки»На сцену выходят две бабушки: Авдотья Никитична — деревенская, Марья Ивановна — городская.Марья Ивановна: Авдотья, здравствуй, как поживаешь? Как здоровье?Авдотья Никитична: Ох! Ох! Какое может быть сейчас здоровье? Сахар, говорят, нельзя есть, соль тоже, уже и мясо вредно. Вот я и решила стать вегетеривянкой.Марья Ивановна: Кем решила стать? Авдотья Никитична: Кем, кем — вегетеривянкой! Марья Ивановна: Господи, название какое-то космическое придумала. Наверное, ты имеешь в виду вегетерианкой?Авдотья Никитична: Ну да. Ентой самой, которая все овощи ест. Вот и я решила подольше пожить. Марья Ивановна: И что же, получается?Авдотья Никитична: Вместо подольше пожить я чуть раньше не умерла.Марья Ивановна: Как так?Авдотья Никитична: Да, овощи сейчас какими-то нитракторами обрабатывают.Марья Ивановна: Ха, ха, ха! Опять ты все перепутала! Они называются нитратами, ими подкармливают растения.Авдотья Никитична: Да сейчас даже озон едят. Его уже столько съели, что даже дырки какие-то в небе стали появляться.Марья Ивановна: Ох, не говори, моя внучка сказала, что ее жених недавно в какую-то трубу вылетел! Может, в эту дыру, а? Вот и песню про это поет жалостливую, как романсы раньше певали. Послушаем ее.Песня про озонную дыру(мелодия из к/ф «Жестокий романс»)А напоследок я скажу:Мой милый улетел напрасно,Лететь хочу, с ума схожу,
В дыру озонную, в пространство.
Быть может, там его найду, А может, встречу космонавта, По Млечному Пути пройду,
Замуж пойду за аргонавта.
А напоследок я скажу:В озонную дыру бегуЯ ежедневно в сновиденьях.Быть может, вылетев в дыру,Я счастия добьюсь мгновенья!
А напоследок я скажу..
Ведущий: Сценку экологическую покажет команда «Вобла».Сказка про РепкуНа сцене на стульях сидят Дед и Бабка. За ними, на корточках с большим рисунком девочка — Репка.Сказочница (читает): Жили-были старик со старухой. Однажды решил старик посадить репку.Старик отодвигает стул, и все видят сидящую Репку.Сказочница: А чтобы репка быстрее росла и вкуснее была, решил дел воспользоваться чудесницей-химией.Дед выходит с мешком минеральных удобрений.Сказочница: Взял он «волшебный порошок» да и стал посыпать репку. Старался, да и перестарался. Дед высыпает весь мешок.Сказочница: Затем дед решил, как следует полить репку. Взял он пока еще «живую воду» из Дона и полил репку. Приустал дед и решил, чтобы далеко не ходить, полить репку «мертвой водой» из Темернички. Полил дед репку хорошо, добросовестно. Выросла репка? большая-пребольшая. Репка встает.Сказочница: Зовет дед бабку.Дед: Гляди, бабка, какая репка выросла — красива, да румяна! Надо ее скорей попробовать.Бабка: Подожди, дед, слышала я, что надо сначала урожай проверить, а ты и впрямь, наверное, перестарался, — поливал репку и «живой водой» и «мертвой», да порошков сыпал чересчур много!Дед: Да, ладно тебе, бабка, понаслушалась ты страхов. Дед откусывает «кусочек» репки и падает, корчась на стул, бабка плачет…Сказочница: Вот к чему может привести неразумное и небрежное отношение к природе и к наукам… Команда поет песню.Лирическая — экологическаяВырос урожай высокий, Но какой в нем интерес, В этих овощах нет пользы,Даже их свинья не ест. Припев:Реторта крутится, вертится. Формулы светятся. Это прекрасно тогда,
Когда мы недра откроем,
Химзаводы построим, А в отходах лишь будет вода!О воде мы спорим много,
Как ее для всех сберечь,
Надо нам без слов все помнить, Без нее и хлеб не испечь.В воздухе прохлада, свежесть,
Но нам снится страшный сон,
Как от лаков «Локон», «Прелесть», В дырах над землей озон.Мы хотим сказать, ребята,
Много в химии чудес,
Все законы ее святы, Ей не страшен черт и бес.Ведущий: Уважаемое жюри, оцените последний тур нашего состязания «Домашнее задание» и подведите итог.Ведущий: А теперь «Конкурс капитанов команд». Капитанам предлагаются тестовые задания.1. Какое простое вещество в одним случах бывает самым твердым, а в других — очень мягким?а) вода,б) водород;в) углерод,г) кислород.Ответ: углерод, который образует аллотропные модификации — алмаз и графит.2. Какие известные два газа не ядовиты, но в них гибнут животные?а) СО2 и О2;б)N2 иО2; в) СО2 и К2; г) О2 и NH3. Ответ: СО2 и N2 — углекислый газ и азот. Капитаны вручают друг другу «Черный ящик». «Черный ящик» от команды «SOS»Здесь находится вещество, которое в 1802 году впервые выделил из виноградного сахара химик Жозеф Луи Пруст. Вкус этого вещества также приятен, как и вкус победы. Ответ: глюкоза.«Черный ящик» от команды «Вобла»Здесь находится то, что у большинства народов служило символом постоянства, нерушимой дружбы и гостеприимства. Ответ: соль.Ведущий: Просим жюри оценить «Конкурс капитанов» и подвести итоги встречи.Команды выходят на сцену и вместе читают прощальные строки:Друзья, настал наш миг прощанья с вами, С улыбкой будем помнить этот час, Накал борьбы и радость в мире знаний,
Поддержку ваших милых сердцу глаз.
Наш КВН на этом не закончен,Находчивыми будем мы везде.Сдружились мы на КВНе оченьИ вместе будем в счастье и в беде!А за жизнь на планете — каждый в ответе!Факты, которые заставляют нас задуматься1. Историческая справка:• Первым законом об охране окружающей среды можно считать эдикт английского короля Эдуарда 1, принятый в 1273 году, запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ в Лондоне. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь.• При короле Эдуарде III в 1336 году парламент принял закон, запрещавши сбрасывать мусор в Темзу.• В XVIII веке Петр 1 запретил сбрасывать мусор в Неву.2. Современная информация:•1/3 поверхности мирового океана покрыта масляной пленкой плюс промышленные стоки и бытовой мусор.•Резко изменился химический состав почвы из-за избытка удобрений, ядохимикатов, различных металлов и их соединений, захоронения радиоактивных веществ.•К загрязнению атмосферы приводят промышленные выбросы угарного и углекислого газов, сернистого газа.•В отдельных районах планеты уже происходят локальные изменения климата вследствие загрязнения воздуха.•Над городами образуется фотохимический смог, в состав которого входят канцерогенные органические вещества, вредно влияющие на организм человека.• Ежегодно производится выброс более 600 тысяч тонн фреона в атмосферу, что приводит к разрушению озонового слоя, а это, в свою очередь, задерживает УФ-лучи и снижает интенсивность солнечной коротковолновой радиации.• Из мирового океана в настоящее время извлекают 33 % соли, 60 % магния мировой добычи.• В средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов, а в конце XX века более 80.• Некоторые страны уже импортируют пресную воду и даже есть проекты перекачки воды из Гренландии в Европу, а из Антарктиды в Южную Америку и Африку.•Американские ученые подсчитали, что в северной части Тихого океана плавают миллионы пластиковых пакетов, бутылок и пластмассовых изделий. То, что эти предметы обнаруживаются в желудках морских животных, стало обычным явлением.
•Кельнский собор, Афины, Акрополь и другие исторические здания за последнее десятилетие пострадали больше, чем за все предыдущие века!