Цели:o достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального “Я” как части общего “Мы класс”; o формирование положительного эмоционального отношения учащихся к школе, участникам педагогического процесса. Задачи: o создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся; o развитие навыков группового общения;
o повышение уровня сплоченности класса.
Продолжительность игры: 1 час.Оборудоване.• Оформление класса : o Плакат «С днем рождения класс», o каравай, o детские фотографии (мы школьниками стали), o воздушные шары, • Поздравления от учителей-предметников, администрации. • Листы бумаги на каждого ученика, цветные карандаши. • Подарок для класса (альбом для фотографий). • Медали ребятам по номинациям
• Магнитофон, записи песен (“Да здравствует сюрприз!” Ю. Энтин, М. Минков, “ Песенка Крокодила Гены “ Э.Успенский, В.Шаинский).
ХОД ИГРЫЗвучит “Песенка Крокодила Гены”. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались по очень важному и торжественному поводу. Вы, наверное, уже догадались, какому событию посвящен наш праздник.Ответы: “Дню рождения”Учитель: Как вы думаете, кого мы будем чествовать и поздравлять?Учитель: Конечно, мы не оставим без внимания наших именинников, но сегодня мы будем отмечать день рождения класса, нового коллектива.(На доске к надписи С днем рождения, добавляется слово класс).I. Подготовка к дню рождения.
Учитель: Для начала я предлагаю Вам ответить на вопросы.
Проведение диагностики (Опросник школьной мотивации)Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:1, Тебе нравится в школе или не очень?- не очень- нравится- не нравится2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешьв школу или тебе часто хочется остаться дома? ~ чаще хочется остаться дома- бывает по-разному- иду с радостью3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно при¬ходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?- не знаю- остался бы дома- пошел бы в школу4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?- не нравится- бывает по-разному- нравится5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?- хотел бы- не хотел бы- не знаю6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?~ не знаю- не хотел бы
— хотел бы
— Самые длинные волосы у мальчика (Хвостик соболя). — Самая большая стопа у мальчика (Сапог-скороход)— Самые веселые глазки (Весельчак)Девочки— Самая быстрочитающая девочка ( Читалочка) — Самая музыкальная девочка ( Домисолька) — Девочка, которая родилась в год овечки (Кудряшка) — Самая быстрая девочка (Быстриночка) — Самое необычное имя, которое связано с цветком фиалочка. (Фиалочка) Виолетта
— Самая артистичная (Артисточка)
— Самая маленькая девочка (Дюймовочка)— Самая веснушчатая девочка (Подсолнушек). — Самый длинный хвостик (Жар-птица).— Самая светловолосая девочка (Беляночка)— Самая танцующая девочка ( Балеринка)— Самая темноволосая девочка (Белоснежка)— Самая длинная коса (Сударыня).— Самая голубоглазая (Незабудка).— Помощница учителю (Пчелка)— Самая добрая девочка (Самая добрая)— Самая скромная девочка (Скромняшка)— Самая маленькая стопа у девочки (Золушка)
— Самая серьезная (Принцесса Несмеяна)
Учитель: Какой же день рождения без подарков?
Звучит песня “Да здравствует сюрприз!”
Учитель: Ребята, подарка нет, я точно помню, что положила его себе в стол. Что делать? Ой, здесь лежит какое-то письмо. Что здесь написано?
( Если хотите получить свой подарок, то нарисуйте дом)
Учитель: Интересно, кому это понадобилось? Ну, делать нечего, придется рисовать дом. (на своих листках дети рисуют дом). После этого ребята читают еще одно сообщение:
Ваш подарок лежит в шкафу под аквариумом. Спасибо за домики, теперь я смогу выбрать себе любой и поселиться в нем. Домовенок Кузя.
Анализ диагностики: приложение № 2
Учитель предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами: “Ребята, я рада общаться с вами!” Учитель: Конечно, не бывает дня рождения без настоящего пирога. Я предлагаю вам поиграть в народную хоровую игру “Каравай”.Как на класса имениныИспекли мы каравай.Вот такой вышины,Вот такой низины,Вот такой ширины,Вот такой ужины.Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай.Я люблю, конечно, всех,
Но 1 А больше всех.
После игры дети возвращаются в класс, где их ждет пирог.
Учитель: Ребята, а сколько свечей мы будем зажигать? Нашему классу пока отроду только 1 месяц, поэтому зажжем 1 свечку. После того, как задули свечу, ребята и родители приглашаются к столу.
Какой же славный стол накрыт.Проходите, не стесняйтесь,
Пирогом и чаем угощайтесь.
Приложение 1Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:Вопросы Оценки за 1 ответ Оценки за 2 ответ Оценки за 3 ответ1 1 3 02 0 1 33 1 0 34 3 1 05 0 3 16 1 3 07 3 1 08 1 0 39 1 3 010 3 1 025-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.20-24 балла- хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.19-11 баллов- положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало. 10-14 баллов — низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.
Приложение 2Тест: «ДОМ». Дом изображен большим, значит, ваш ребенок общительный, гостеприимный. Нарисованные рядом с домиком различные постройки свидетельствуют о тревожном состоянии. Дом нарисован вдалеке, значит, ребенок чувствует себя отверженным. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение скрытого семейного конфликта. Стены. Ребенок нарисовал заднюю стену, изобразив ее с другой стороны, — он пытается постоянно контролировать свои эмоции, держать себя в руках. У стены не хватает основы — значит, у малыша слабая связь с действительностью, он пребывает в своем мире фантазий и иллюзий. Стена с четко прорисованным нижним контуром — у ребенка трудности, тревога. Боковые линии тонкие — он находится на пределе своих нервных сил. Ну а если стены прозрачные — ваш ребенок стремится к лидерству. Двери. Открыты — это признак общительности, открытости, откровенности. Очень большие — показывают на то, что ребенок слишком зависит от других или что он очень коммуникабельный. Их отсутствие говорит о том, что дома ребенок испытывает трудности в откровенном общении. Наличие задних, боковых входов — проблемы в общении, стремление к одиночеству, отрешенность. Маленькие двери — неуверенность в себе. Присутствие замка на дверях означает замкнутость ребенка, скрытность. Окна. Большие, открытые — коммуникабельность, любит бывать в больших компаниях. Множество окон — ребенок хочет больше общаться со сверстниками. Занавески на окнах — проблемы в общении. Решетки на окнах — показатель закомплексованности. Такой ребенок нуждается в помощи. Если же ребенок нарисовал окна не на нижнем этаже, а только наверху, под крышей, — это говорит, что в жизни малыша существует пропасть между реальностью и фантазией. Крыша. Нарисована жирной линией, значит, ребенок фантазер и часто путает реальность и вымысел. Жирно прорисован край крыши — ребенок озабочен тем, что стремление к творчеству и фантазиям не поощряется дома. Плохо сочетается со стеной — значит, ребенок не может найти себе место в окружающем мире. Ребенку нужно больше уделить внимания. Карниз очерчен или выведен за пределы крыши — ребенок пытается защититься от реальных или вымышленных страхов.
Труба. Густой дым — внутреннее напряжение. Тонкая струя дыма — недостаток общения с родителями. Труба спрятана с другой стороны крыши — ребенок вообще старается избегать эмоциональных контактов с близкими людьми.