Цель: 1. расширить знания детей в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения, обогащать словарный запас учащихся; 2. развивать творческую инициативу каждого участника игры, логическое мышление;
3. воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку, коллективизм.
Оборудование:• плакаты:
К.Г.Паустовский «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».
«Словарь- твой друг, без него, как без рук»«Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке»• словари:1. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание/ В.И.Даль.-М .: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.2. Словарь иностранных слов .- М. : Русский язык, 1981.3. синонимов4. антонимов5. Школьный фразеологический словарь русского языка. / Н.М.Шаинский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов.- М.: Дрофа, 2006.
6. Большой словообразовательный словарь русского языка.- М.: ООО «Дом Славянской книги», 2007.
Учитель: Ребята, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и поговорим о том, где «хранятся» слова.
А «Хранятся» они в разных словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории происхождения слова, третьи расширяют кругозор. Много разных сведений можно получить из словарей, поэтому и говорят : «Словарь- твой друг, без него, как без рук» В умелых руках словари могут оказать значительную пользу. О словарях существует еще одно высказывание французского писателя Анатоль Франса «Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке» Ребята, что значит в алфавитном порядке? И наша игра посвящается словарям, которая пройдет в виде соревнований между командами.
Мы веселые ребята, И не любим мы скучать.С удовольствием сегодня
Будем мы играть.
И пусть сильней кипит борьба, Острей соревнование.Ведет к победе не судьба,
А только наши знания.
Кто победит, Для нас пока секрет,
Игра «конечно» даст ответ!
Соревнуясь, мы Останемся друзьями,Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней.
Учитель: Я желаю всем успехаВот вам пожелание:Через труд придет победа,
Через труд и знания.
Представления команд:
Команды: 1 команда: «Поиск»Девиз: «Все разведать, все узнать, Легких тропок не искать»2 команда: «Пупс»
Девиз: «Пусть ум победит силу».
3 команда «БАМ»
Девиз: «Будем активно мыслить»
Представление жюри.
Предоставим слово министру образования (фамилия ученика)Знакомство с толковым словарем.
Это толковый словарь. Его назначение – толковать слова. Кроме того, он указывает, к какой части речи принадлежит слово, дает его формы и приводит примеры употребления в речи. В самом большом толковом словаре 17 томов, в нем объясняется 120 тысяч слов.
Теперь начало я скажу,-
Ну, отвечай … (конец)
Предоставим слово министру образования (фамилия ученика)Словарь фразеологизмов.Фразеологический словарь дает толкование и происхождение устойчивых оборотов речи (фразеологизмов). Фразеологические обороты в словаре расположены строго по алфавиту.
Вы все знаете такое выражение Знать назубок. Это значит, например превосходно выучить стихотворение или вообще отлично в чем- либо разбираться. А было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит подлинная, не поддельная.
Конкурс № 5
Доскажи словечко.
Дружнее этих двух ребятНа свете не найдешь.О них обычно говорят:
Водой … ( не разольешь)
Товарищ твой просит украдкойОтветы списать из тетрадки.Не надо: ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)
Мы исходили городокБуквально вдоль и поперекИ так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
Конкурс № 6Угадай, какой фразеологический оборот нарисовал художник.
(Рисунки)
Сценка «Вечером»(бабушка и внук Саша)Вы ребята, не зевайте, фразеологические обороты запоминайте.- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала бабушка.А Саша стучит.- Прекрати стук, пожалуйста!А Саша стучит.- Как об стенку горох, ему хоть кол на голове теши, а он все свое…Сейчас отберу молоток!А Саша стучит. Сказано -сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.-Отдай!-Завтра! А сейчас не видать тебе молотка, как своих ушей!Саша заплакал.-Я машину чиню….-Всему свое время.-Зачем молоток унесла?-Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с луны свалился! Русским языком сказано, поздно уже, все спят.-Не все, мы не спим!-Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Предоставим слово министру образования (фамилия ученика)
Словообразовательный словарь
Перед вами словообразовательный словарь. С его помощью любой человек сможет правильно сделать словообразовательный анализ или разобрать слово по составу. Словарь станет надежным помощником всем желающим постичь тайны русского словообразования.
Конкурс № 7
Составьте слово.
КОРЕНЬ В СЛОВЕ «СНЕЖИНКА»ПРИСТАВКА В СЛОВЕ «ПОДЪЕХАЛИ» СУФФИКС В СЛОВЕ «ЛЕСНИК»
ОКОНЧАНИЕ В СЛОВЕ «УЧЕНИКИ» (ПОДСНЕЖНИКИ)
ПРИСТАВКА В СЛОВЕ «ПОСМОТРЕЛ»КОРЕНЬ В СЛОВЕ «ДОРОЖЕНЬКА»
СУФФИКС В СЛОВЕ «ЛЫЖНИК» (ПОДОРОЖНИК)
Корень мой ищи в «цене»,В «очерке» найди приставку мне,Суффикс мой в «тетрадке» ВСЕ встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)
Сейчас оценку вашей работе даст жюри.
Подведение итогов. Награждение команд (МЕДАЛИ)
Учитель: где живут слова? О каких словарях шла речь, перечислите их. А где живут словари?
Спасибо вам за активную работу. Я вами довольна. Молодцы!