Сценарий праздника книги«Юбилейная мозаика».
(для учащихся 5 – 6 – х классов)
Оформление: книжная выставка «Юбилейная мозаика»; аудиокассета с записями детских песен и отрывком из произведения Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»; пригласительные билеты для всех участников праздника; призы для участников конкурсов; реквизит для игр.
Действующие лица: ведущий, кот Книж Книжич.
Звучит музыка: (кассета с детскими песнями)
Вед. Здравствуйте, ребята! Позвольте поприветствовать вас на нашем празднике книги и поздравить с началом весенних каникул!Все принесли и раскрасили свои пригласительные билеты?
А теперь посмотрим оригинал и сравним. У кого же больше совпадений в раскраске? (сравнивает билеты, победителю — приз)
Появляется кот Книж Книжич (К.К.).
К.К. Мр-р-р, (потягиваясь) Наконец-то можно не вставать чуть свет, чтобы идти в школу, не надо волноваться из-за контрольной по математике, не надо делать уроки до позднего вечера. Свобода! Можно валяться на диване, можно гулять до позднего вечера, можно делать все, что хочется.
Вед. Книж Книжич, подожди, подожди! Ребята сегодня собрались на встречу с Книгой. Помоги нам совершить экскурсию в Книжное государство.
К.К. Это, пожалуйста. (кот выходит в зал) Все готовы? Закрыли глаза и придумали себе космическую ракету. Придумали? Молодцы!К запуску космической ракеты приготовиться! (дети отвечают: «есть приготовиться»)Включить контакты! (есть включить контакты)Завести моторы! (есть завести моторы)Пять-четыре-три-два-один – ПУСК! (взрыв хлопушки) Ура-а-а-а!
Мы с вами «прикнигоградились» на Проспекте писателей. Предлагаю план экскурсии. Во-первых, познакомимся с достопримечательностями проспекта. Заглянем в гости, на минуточку, к великому сказочнику Хансу Кристиану Андерсену. Далее проследуем по Книжному бульвару, и свернём в переулок Нескучайка. План окончательный и возражений не допускает. Пошли.
Вед. Мы с вами на проспекте Писателей. Сегодня вспомним писателей-юбиляров и их героев. В этом году юбилейные дни рождения у одного из братьев Гримм (220), Александры Ишимовой (200), Петра Ершова (190), Л.Кассиля (100), Джанни Родари (85), Марка Твена (170), Джозефа Редьярда Киплинга (140). (Предложить детям назвать литературных героев) (обратить внимание на выставку),(за правильный ответ участникам раздаются жетончики)
Лев Кассиль сказал замечательную фразу: (обратить внимание на цитату на выставке) «Пишу, как в силах, как умею, дорогим моим мальчишкам и девчонкам. И нет для меня на свете дела важнее и прекраснее…».Эти слова можно отнести к любому из наших писателей, поэтому мы любим и помним их и их книжных героев.
К.К. А знаете ли вы какой сейчас месяц? А какая неделя?…(ответы детей) Правильно. Неделя детской и юношеской книги.
Вед. Март очень богат на именины. 3 марта у нашей Золушки был День рождения. (вопрос к аудитории: Кто написал сказку «Золушка»?) 6 марта 190 лет назад появился на свет Петенька Ершов. Это он, когда вырос, нашел Конька-Горбунка. Помните: «За горами, за лесами, за широкими морями…» 13 марта Сергею Михалкову – папе дяди Стёпы исполнилось 92 года. 31 марта. У меня зазвонил телефон: «Сегодня родился Он!» — «Кто Он, говорите ясней!2 – «Родился Чуковский Корней!». Возможно такой разговор состоялся в 1882 году, год рождения Корнея Ивановича Чуковского.
К.К. «Еду, еду в Африку, в милые края! Африка, Африка, Родина моя!»Откуда эти слова, кто их говорит? (Айболит. К.Чуковский. «Доктор Айболит»)А кто питался мочалками? (крокодил. «Мойдодыр» К.Чуковского)(демонстрирует книги на выставке)
Откуда эти слова: «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты. («Снежная королева» Х.-К. Андерсен)
Вед. Мы не случайно вспомнили сказку Андерсена. 2005 год Международная организация ЮНЕСКО объявила годом Ханса Кристиана Андерсена.
К.К. Давайте заглянем в гости к великому сказочнику.(открывает свою мудрую книгу и читает)
«В 1805 году в городе Оденсе, в бедной каморке проживала молодая чета – муж и жена, бесконечно любившие друг друга. Это был молодой, двадцатидвухлетний башмачник, богато одаренная поэтическая натура, и его жена, несколькими годами старше, не знавшая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. 2 апреля 1805 года родился живой, плачущий ребёнок, я – Ханс Кристиан Андерсен» — так писал о своём рождении великий сказочник.
Вед. Но великим он стал спустя многие годы, когда написал «Снежную королеву» и «Новое платье короля», сказки «Гадкий утёнок» и «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Оле-Лукойе», «Русалочка»…. И ещё долго можно продолжать этот список.
К.К. Андерсен был единственным ребёнком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, что мечтал. Это обстоятельство даже помешало ему вовремя научиться грамоте: он одолел её позже, чем все мальчики его возраста. Родители мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его шить и кроить. Но мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья из шелковых лоскутков для своих театральных кукол, а вместо кройки он научился виртуозно вырезать из бумаги замысловатые узоры и маленьких танцовщиц, делающих пируэты. Этим искусством он поражал всех даже в годы своей старости.
Вед. В 14 лет Андерсен остался без отца и отпросился у матери уехать из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам толком и не знал в чём оно заключается.
В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал рассказывать свои первые прелестные сказки. Он очень любил путешествовать. Во время своих поездок тонко подмечал тяжёлую жизнь простых людей и старался придумать истории, в которых жизнь для них была лёгкой и праздничной.
К.К. Жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам тихое сияние шиповника и слышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан венками. Андерсен был некрасив. И он знал это и очень страдал. Его замалчивали, на него клеветали, давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему – сыну сапожника и бедняка – следует знать своё место среди профессоров и советников. Были годы не только унижений, но и нищеты. Можно только преклоняться перед мужеством этого человека, не растерявшего на своём житейском пути доброжелательства к людям, жажды справедливости, способности видеть поэзию всюду, где она есть.
Вед. Умер Андерсен в 1875 году. Несмотря на частые невзгоды, ему выпало на долю подлинное счастье – быть обласканным своим народом. Этот обаятельный чудак оставался до самой смерти чистосердечным ребёнком, вдохновенным импровизатором и ловцом человеческих душ – и детских и взрослых. Сложно перечислить всё, что написал сказочник и порой мы даже забываем, что многих любимых нами сказочных героев в действительности не существовало, а их придумал писатель.Давайте вспомним некоторых из них. (Провести игру «Угадай сказку»):1. О ком говорится в следующих сказках:«В одних чулках он тихо-тихо поднимется по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком» (Оле-Лукойе. «Оле-Лукойе»)
«Бедняжечка стояла в крестьянской избе и играла зеленым листочком- других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев..» (Элиза. «Дикие лебеди»)
К.К. 3. Как вы думаете?В какой сказке жил Тролль, смастеривший зеркало, «в котором все доброе, прекрасное уменьшалось донельзя, все безобразное казалось ещё хуже»? («Снежная королева»)Из чего была сделана колыбелька Дюймовочки? (скорлупка грецкого ореха)Кто в сказке «Новое платье короля произнес слова: «А король-то голый…» (ребенок)В какой сказке звучала песенка про милого Августина?
«Свинопас»
Вед. 2. (демонстрируя картинки из конвертов) Определите к какой сказке относятся следующие подборки слов:Солнце, лампа, утро, ворона, роза, зеркало, олень, дружба («Снежная королева»)Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса («Принцесса на горошине»)Дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка, принцесса («Огниво») Роза, соловей, горшочек, трещотка, принцесса
(«Свинопас»)
Андерсен считал, что каждый обязан делиться с миром лучшим, что есть у него. (обратить внимание на цитату) И сам писатель отдавал все тепло своей души читателям.
К.К. Давайте пройдемся с вами по Книжному бульвару и познакомимся с его обитателями. Дело в том, что юбилеи бывают не только у писателей, но и у их книг. Есть книги, которые читали ещё ваши бабушки и дедушки. И они тем и замечательны, что интересны также и для вас. В этом году свой день рождения отмечают «Бармалей» и «Айболит» К.Чуковского (80), «Дядя Стёпа» Сергея Михалкова (70), «Пеппи Длинныйчулок» и «Карлсон» Астрид Линдгрен (60), 40 лет «Незнайке на Луне» Николая Носова и 140 лет «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Я надеюсь, что вы читали эти произведения.Я расскажу вам одну сказочную историю. включает кассету с записью отрывка)
«Маленькая девочка встретилась с Червяком, который её спросил (сонно и медленно): «Кто – ты – такая?». Девочка, смутившись, отвечала: « Видите ли… видите ли, сэр, я…просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда вставала, но с тех пор я всё время то такая, то сякая – словом, какая-то не такая.» «Как прикажешь тебя понимать?» — строго спросил Червяк. А девочка отвечала: «Я сама себя не понимаю. Получается, что я – это не я! Всё путается… Простите, но лучше я объяснить не сумею».
Вы догадались, кто же она такая эта девочка?Это Алиса – та самая, которая путешествовала по Стране Чудес.А как она туда попала? (погналась за белым кроликом и провалилась в подземелье)Историю об Алисе придумал и рассказал… один математик по имени Чарльз Лютвидж Доджсон. Он жил в Англии и преподавал в одном из коллежей университета. Был очень скромным человеком, но очень умелым – умел рисовать, фотографировать, жонглировать, показывать фокусы, мог из бумаги сделать стреляющий пистолет, а из носового платка мышь…
Однажды, катая на лодке трех сестрёнок, он рассказал им чудесную сказку, героиней которой сделал самую младшую Алису. История понравилась не только девочкам, но и их родителям. Они уговорили сказочника записать, а затем опубликовать текст. Только Доджсон поставил под ним не настоящую фамилию, а псевдоним – Льюис Кэрролл. Это произошло 140 лет назад. С тех пор книгой Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» зачитываются и дети, и взрослые. (продемонстрировать издания на выставке).
Вед. Шведская писательница Астрид Линдгрен придумала, а может была знакома со смешной девчонкой с забавным именем Пеппи Длинныйчулок. Эту книгу долгое время не хотели печатать. Издательства отвергали рукопись, шокированные необычным характером и способностями героини, которая может одной рукой поднять лошадь и съесть сразу целый торт. Но в 1945 году издательство «Рабен Шёгрен» объявило конкурс на лучшую детскую книгу и книга «Пеппи Длинный чулок» получила первую премию. Книга о Пеппи, встреченная по-разному разными людьми и наделавшая много шума, бурно раскупалась, позволяя издательству безбедно существовать даже во время финансового кризиса.Вспомните, пожалуйста, как называлась игра в которую любила играть выдумщица Пеппи. (читает из книги): «Она вздумала было поучить танцевать лошадь, но вместо этого поползла на четвереньках в чулан и накрылась там ящиком, — это называлось играть….. (в сардины).Пеппи знает два средства, которые должны помогать, если болит живот. Какие это средства? …… (жевать горячую тряпку и лить на себя холодную воду.)А кем хотела стать Пеппи? (морской разбойницей.)
Кто из вас знает полное имя этой смешной девчонки? (Пипилотта-Виктуалина-Рогальдина)
К.К. Учёные подсчитали, что из книг Астрид Линдгрен можно было бы составить длинную цепочку и опоясать ею земной шар в три ряда. Имена её сказочных героев окружают нас с детства. Но, пожалуй, самым знаменитым является лучший в мире: строитель, бегун, внук, рисовальщик лисиц, поедатель блинов, вытаскиватель занавесок, присмотрщик за детьми, отыскиватель полотенец…… лучший в мире…. Карлсон. Скажите, когда у Карлсона был день рождения? (всегда, когда ему захочется)Вспомните какой тайной системой сигналов пользовались Малыш и Карлсон? (Один звонок — немедленно прилетай; два звонка – ни в коем случае не прилетай; три звонка – «какое счастье, что на свете есть такой красивый, умный, в меру упитанный и храбрый человечек, как ты, лучший в мире Карлсон!»)
Как называлась песня, которую сочинил Карлсон? («Плач малютки привидения»)
Тихо звучит музыкаВед. А теперь мы с вами свернем в переулок Нескучайка и как говорил обаятельнейший Карлсон: «Немного пошалим!»Мы предлагаем вам любимую игру Пеппи Длинныйчулок. Кроме игры в сардины и в задавание вопросов, она еще играла в одну игру.Игра – отгадать сколько конфет в бутылке.(отгадавшему правильно эти конфеты — приз)К.К. Проводит игру на лучшее в мире привидение. (дети на ткани рисуют привидение, одевают костюм и обыгрывают его под музыку).(участникам вручаются сладкие призы).
А теперь давайте подсчитаем ваши жетончики. Идёт подсчёт и вручение сладких призов.
Вед. Подошла к концу наша экскурсия по Книжному государству. Мы с вами вспомнили любимых писателей и любимых книжных героев. Для всех желающих вновь вспомнить любимые строки, а кому-то может прочитать и впервые, для всех открыты двери нашей библиотеки. Подошел к концу наш праздник небольшой,Увлекательного чтения вам желаем всей душой.Вам, девчонки, вам, мальчишки,С книгой ладить и дружить!Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!
К.К. Ваши летательные аппараты готовы вернуться домой. Закрыли глаза. Раз – два – три! (все вместе). До новых встреч!
При подготовке сценария использована литература:
Кэрролл Л. Алиса в стране чудес: сказочная повесть/ Л.Кэрролл; пересказ Б.Заходера; худож. И.Олейников.- М.: АСТ,2004.- 240 с.: ил.- (Внеклассное чтение). Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живет на крыше/ А.Линдгрен; пер. с швед. Л. Лунгиной; рис. И.Викларус. — Новосибирск: Дет. лит.,1992. — 128 с.: ил. – (Записки ученого кота). Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок: повесть / А.Линдгрен; пер. с швед. Л. Лунгиной.- М.: Оникс,2000. — 352 с. Педсовет/ ред. Ю.В.Веденеева.- 2002.- №3.- 16 с. По дорогам сказки.- М.: Дет. лит. 1983.- 256 с. Читаем, учимся, играем: Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ.- 1999.-№6.- 215 с. Читаем, учимся, играем: Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ.- 1999.-№6.- 215 с. Читаем, учимся, играем: Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ.- 2000.-№7.- 218 с. Читаем, учимся, играем: Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ.- 2002.-№5.- 230 с. Читаем, учимся, играем: Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ.-2004.-№1.- 138 с.
Читаем, учимся, играем: Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ.-2005.-№1.- 112 с.
Составитель: Полякова С. — библиограф Михайловской ЦБС