Сценарий слета активистов района.
«Каждый правый имеет право»
Для детей 14-17 лет.Открытие и закрытие проходят в актовом зале, секции по кабинетам.Открытие слета.Фанфары.Вед.: Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем вас на очередном слете активистов!Вед.: Участники сбора, смирно! Звучит гимн РФ.
Вед.: Вольно! Друзья! Сбор активистов считается открытым! А теперь, по традиции, давайте поприветствуем друг друга. Я называю делегацию, вы выходите вперед и представляетесь, а остальные участники приветствуют вас бурными аплодисментами.
Проводится перекличка.Вед.: Слово для приветствия участников сбора предоставляется _________________________________________________________________.Вед.: Дети обладают всеми основными правами и свободами человека, однако требуют особой правовой защиты, поскольку они имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Данный слет посвящен одной проблеме: права детей. И тема сбора звучит сегодня так: «Каждый правый имеет право…». Читают дети младшего возраста:1: Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое.2: Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде ребята.3: Есть еще такое право помнить думать и творить и другим свои раздумья, если хочешь подарить.1: Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон.2: Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы.3: Чтоб с наукой подружиться , С книжкой в маленькой руке Правом пользуюсь учиться На родимом языке.1: Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки -2: Это право есть у нас. Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать.3: Будь ты слабым или сильным , Белым, черным все равно Ты родился быть счастливым Это право всем дано. (Последние слова чтецы говорят хором)._____________________________________________________________________________________________________________.10. Какие права детей вы дополнительно включили бы в законы РФ?- на труд;- бесплатный проезд;- право на голосование;- выбор предметов в школе;- посещение кружков;- вождение автомобиля с 14 лет;- свой вариант ____________________________________________.11. Как Вы считаете, чем может быть ограничено право подростка выражать свое мнение? (Отметьте столько ответов, сколько считаете нужным.)- традициями общества;- возможностью обидеть другого;- законами;- мнением друзей;- оно не может быть ограничено ничем;- затрудняюсь ответить;- что-либо иное (впишите): _____________________________________. 12. какие из приведенных ниже утверждений вы считаете правильными?- изучение права бесполезно – реальная жизнь устроена иначе;- изучать историю нарушений прав человека не нужно – важно, что происходит сейчас;- изучать нарушения прав человека в других странах бесполезно – важно, что происходит здесь;- соблюдение прав человека улучшится само себе, когда общество станет богатым;- зная историю права и ситуацию в других странах, люди лучше понимают, что надо делать;- для хорошей жизни людей важно не соблюдение прав человека, а реальные права;- богатое общество не может быть построено, если в нем не соблюдаются права человека.13. Приходилось ли тебе сталкиваться с проблемой нарушения прав? _______________________________________________________________.14. Знаешь ли ты, куда надо обратиться, если нарушены твои права? ______________________________________________________________.15. Что наиболее важно из того, что могут сделать взрослые для своего ребенка?_______________________________________________________________________________________________________________________.16. Нужны ли подросткам какие-либо особые права, которых нет у взрослых? _______________________________________________________________________________________________________________________________.
17. Сколько лет тебе исполнилось? _________________________.
Секция 2. Игра «Более равные, чем другие»Для игры необходимо: просторное помещение, доска, кусок мела и также заранее приготовленные карточки.
По этим карточкам девочка может «играть» мальчика и наоборот .
Можно подготовить карточки на всех или только на часть игроков, тогда оставшиеся будут зрителями (что тоже может оказаться очень полезным). Раздавая карточки, ведущий предупреждает, что нужно сохранить их содержание в тайне до конца игры. Для того, чтобы игра получилась, ведущий должен подумать, какие критерии для него важны при составлении биографии. Эти критерии могут быть как положительными так и отрицательными, и распределяются они по «цене»: один или два шага.Предлагаем примерный список критериев:Положительные: имеет крепкое здоровье, проявляет разносторонние способности, имеет много друзей, хорошо учится, занимается в спортивной секции, общительный.Отрицательные: имеет слабое здоровье, мало читает, нет постоянных интересов, замкнут, не умеет распоряжаться свободным временем, ленив.Этот список может быть изменен или дополнен, важно только, чтобы, получив карточку, участник прямо или из контекста мог четко определить свою ситуацию. Если предложенный критерий прямо не обозначен в карточке, участник считает, что его просто нет. Можно составить биографии несколько совершенно благополучных и совершенно обездоленных младенцев. У тех и у других должны присутствовать как благоприятные так и неблагоприятные факторы жизни.Ход игры. Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущий сообщает, что все участники – это младенцы, родившиеся в один день. Он задает вопрос: равны ли эти младенцы? Участники стоят все в один ряд, никто не выделяется – ответ будет, наверное, положительным.Ведущий напоминает, что участники играют роли, которые описаны в их карточках, и приступают к игре.
Он просит тех, кто играет роль «здоровых», сделать один шаг вперед. Далее делают два шага назад те, у кого в карточках «слабое здоровье», и еще два шага вперед – те, у кого написано «хорошо учится». Чередуя положительные и отрицательные критерии, доходим до конца игры. Мы намеренно н хотим навязывать количество шагов и порядок, так как вся прелесть игры именно в импровизации, важно только перечислить критерии.
Когда сама игра закончена, нужно попросить первых и последних рассказать о себе или прочитать свои биографии. Скорее всего первым окажется тот, кто работает над собой, имеет положительные личностные качества, хорошее здоровье.Игра проходит очень живо, и рекомендуется по ее окончании провести обсуждение.Ребята видят, в какой ситуации младенец имеет все шансы на счастливую и благополучную жизнь, а в каком случае его существование с самого начала оказывается связанным с массой сложностей и страданий. В карточках, полученных участниками, может даже оказываться, что человек будет очень высокого или очень низкого роста или ему по наследству от родителей достанется полнота и он станет предметом насмешек для товарищей. Очень наглядно будет назвать этот критерий, чтобы единственный человек из всей группы сделал шаг назад.
Теперь необходимо разделить доску на две части и попросить распределить все отрицательные факторы на две категории: врожденные, данные от природы недостатки (здесь будут называться инвалидность, разного рода физические недостатки) и характеристики личных качеств ребенка. Следует подчеркнуть вывод о том, что даже данные от природы недостатки не могут явиться причиной нарушения прав ребенка, так как все имеют определенные в Конвенции права, которые должны защищаться.
Секция 3. «Конвенция о правах ребенка»Информация: Конвенция о правах ребенка: знакомимся и размышляем.В конце 1989 года Конвенция по права ребенка была представлена на утверждение Генеральной Ассамблее ООН. Над этим текстом в течении десяти лет трудились представители правительств, агентств ООН и еще не менее пятидесяти неправительственных организаций. Вырабатывались общие для мирового сообщества гарантии детей от равнодушия, эксплуатации и насилия. И вовсе не случайно международную Конвенцию о правах ребенка называют великой Хартией вольностей для детей1. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей. В идеях Конвенции международное сообщество, обеспокоенное положением детей в мире, разработало на основе общечеловеческих ценностей новую этику отношения к детству.Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, была принята ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. Сегодня 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней.Конвенция о правах ребенка охватывает широкий круг вопросов о законных правах и условиях существования детей. Все эти законоположения и прежде существовали в виде разрозненных статей, включенных в международные соглашения, не объединенные между собой общей идеей и не имеющие определенного статуса.Конвенция обращена ко всем детям до 18 лет. Исключение составляют те, для которых, по законам их страны, установлена более ранняя дата их совершеннолетия. В Конвенции права детей рассматриваются с точки зрения выполнения четырех основных задач: выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.Выживание. Прежде всего рассматривается вопрос о неотъемлемом праве на жизнь. Все государства должны обеспечить «в максимально возможной степени выживаемость и развитие ребенка». Конвенция признает право каждого на доступ к пунктам медицинского обслуживания, право на уровень жизни, отвечающей стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище). Ребенок, кроме того, имеет право на собственное имя и национальность.Развитие. Чтобы обеспечить каждому шанс на развитие своих потенциальных возможностей. Конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать любую религию, право на работу совести. Одно из положений Конвенции утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с уважением относиться к его взглядам.
Защита. Многие из записанных в Конвенции положений предусматривают меры по защите детей в самых разнообразных ситуациях. Речь идет и об умственно отсталых или вообще физически неполноценных детях, о детях беженцев или сиротах, о детях, по тем или иным причинам расставшихся со своими родителями. Указывается также на то, что в некоторых случаях детей надо защищать от их собственных родителей, если, например, родители не в состоянии заботиться о детях.
Обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает право ребенка выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни, право на личную жизнь, тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.
Сила Конвенции о правах ребенка состоит в ее гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и заботится о них, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность, демократичность и складывается его будущее.
Игра «Фотовернисаж».
Реквизит: подбор фотографий или вырезок из журналов, связанных с различными ситуациями в мире детства; карточки со статьями Конвенции о правах ребенка, ватман, маркеры, клей.Ход игры.
Игрокам предлагают подобрать статьи Конвенции к фотографиям и вырезкам и оформить на отдельном ватмане «фотоколлаж» в виде стенгазеты: наклеить фотографии, подписать статьи и оставить свои комментарии. После подведения итогов эти стенгазеты вывешиваются на стенд для привлечения внимания к проблемам по правам ребенка.
Закрытие слета.
Вед.: Мы поработали в различных секциях и начинаем подводить итоги. Сегодня вы получили необходимую информацию, поучаствовали в игре, создали свой фотовернисаж, посвященные правам детей.Вед.: Сейчас я прошу каждый отряд презентовать свой фотоколлаж.Презентация фотоколлажей.Вед.: Сегодня ваши руководители получат Конвенции о правах ребенка в двух экземплярах: Официальную Конвенцию и Конвенцию глазами детей (Приложение 4), где все статьи изложены детским языком. Я надеюсь, что Конвенция глазами детей займет свое место в школьных уголках.Вед.: Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым нормальным путём.Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.Ты один скучаешь дома,Взгляд твой грустен и уныл.Мы пока что не знакомы!Я один, и ты один.Так давайте соберем мыНаши детские сердца.Вместе мы – а это значит,Пусть уходит прочь тоска.Мы – обычные ребята,Мы дружить со всеми рады,Мы хотим мир изменить,Чтоб интересней стало жить.Мы – молодость бурлящая.Нас не остановить.За ошибки мы не судим,Исправляем вместе их.Обижаться мы не будем,Я простил, и ты простил.Так пускай летит по всюдуНаш такой простой призыв.Дети – это тоже люди,Только лучшие из них.
Вед.: А мы говорим вам: «До будущей встречи!».