ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Эти удивительные морские животные»Программное содержание-Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять.
-Развивать наглядно — образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
-Воспитывать желание познавать и беречь природу, поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя.Предварительная работа: -Беседы на темы: «Океаны», «Обитатели моря». -Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского». — — Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана». Методы: — словесный (приглашение, объяснение, пояснение) — наглядный (показ способа действия, рассматривание, демонстрационное) — игровой (воображаемая ситуация)Приемы: — активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность) обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; оптимальное использование наглядного и демонстрационного материалаОборудование:
Выставка поделок из даров моря, музыкальное сопровождение, компьютер.
ХОД ЗАНЯТИЯДети под музыку входят и садятся на стульчикиВОСПИТАТЕЛЬ: У каждого человека есть мечта! В холодный осенний денек очень хочется помечтать о море. Летом оно тёплое, ласковое. Море прекрасное, море сильное, море огромное. Оно восхищает и удивляет. Оно живое. 1 СЛАЙД МОРЕВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня я хочу пригласить вас прикоснуться к моей мечте. Я всегда хотела увидеть подводный мир. Он, очень красив и напоминает сказку. И мне кажется, вы со мной согласитесь, когда увидите этот волшебный мир. Хотите отправиться глубоко — глубоко в море и узнать какие богатства есть на дне морском? /ответ детей/ Тогда отправляемся в путешествие.Но что же нам надо сделать чтобы опуститься на дно морское? /ответ детей/А сейчас мы оденем акваланги и превратимся в АКВАЛАНГИСТОВ. Для выхода в море у аквалангистов есть специальное снаряжение. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:Как у гуся ластыНа его ногах,Он, обычно, в маскеИли же в очках,Сзади — два баллона,В баллонах — кислород,И, как — будто рыбка,
Он в воде плывёт.
Кажется, все готовы! Отправляемся в путешествие на морское дно.
Музыка /дети садятся на ковер перед экраном/
ВИДЕО « ПОДВОДНЫЙ МИР»
Комментарии воспитателя: Там, в глубине – в пучине вод – плывут по своим делам морские жители. Обратите внимание на раскраску. Они не только разные на вид, но и ещё двигаются по – разному.
2 Слайд МЕДУЗА
1 РЕБЕНОК: Медузы живут на дне, имеют форму зонтика или колокола. По краям есть щупальца. А двигаются, как реактивный самолёт или ракета, выталкивая воду из зонтика. Питаются планктоном.
2 Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми. Однако красота медуз бывает обманчивой. Ведь все медузы ядовиты, есть медузы, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги и боль. Дети выполняют упражнение Л.М.П. «Медуза». ( стихи Н.В.Нищевой)Медуза на зонтик /И.п. – стоя, руки внизу, затем руки через стороны вверх, соединить округлые руки;Прозрачный похожа, /наклон вправо, влево;На гриб, /присесть;Парашют, /встать, руки развести в стороны;И на юбочку тоже. /полуприсед с поворотом, «держим юбочку» руками;Порхает как бабочка /кружение с движением рук вверх, в стороны;В чистой воде. Ты в море медузу /покачивание руками вправо, влево;
Увидишь везде. /соединить руки вверху.
3 слайд МОРСКОЙ КОНЕК
ВОСПИТАТЕЛЬ:Обхватив хвостом травинку Не за край, за серединку, За коралловый пенек Хочет сесть в воде конек, Но не получается- Все в воде качается? Ребята, кто это?
(ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Лошади бывают разного цвета, разной масти — гнедые, вороные, буланые. А морской конёк?
РЕБЕНОК У него своего постоянного цвета нет. Сядет на бурую водоросль — сам станет бурым, сядет на зелёную — позеленеет Морской конек — небольшая рыба напоминает шахматную фигурку коня. Вот ее и назвали морским коньком. У морских коньков деток воспитывает папа. Морской конек плавает только в вертикальном положении, а хвостом цепляется за морские водоросли
Дети выполняют упражнение Л.М.П. «Морской конёк» (стихи Ю.Парфёнова)Плавал быстро, /И.п.- стоя, руки согнуты перед грудью; имитация
плавания «брассом», колени сгибаются одновременно с
5 СЛАЙД МОРСКОЙ ЕЖРЕБЕНОК Это морской ёж. У него есть панцирь, на нём подвижные иголки. Есть маленькие ножки, с помощью игл и ножек он двигается. Живет на самом дне, а питается водорослями с камней и личинками.
Дети выполняют упражнение Л.М.П. «Морской ёж» (стихи Л.Кошкаровой)
Ёж колючий, и притом /И.п. – сед в группировке, голова опущена; поднимаем голову, руки к голове, растопырив пальцы; и.п. (2раза);Он живёт на дне морском. /отвести правую руку в сторону вниз; отвести левую руку в сторону вниз;Есть два глаза, /показать глаза, соединив пальцы в кружки;Нос /показать нос указательными пальцами;И рот, /показать рот, приставив к уголкам губ указательные пальцы;Нету ног, а он идёт. /перекаты на спине (2раза);Как передвигается? /приподнять плечи, показать недоумение (2раза);
Он, как мяч, катается. /круговые движения согнутыми руками перед грудью.
ВОСПИТАТЕЛЬ: У кого ноги растут из головы? ( ответ детей)6 СЛАЙД ОСЬМИНОГ РЕБЕНОК У осьминога ноги растут прямо из головы, их у него восемь. По правде говоря, это не ноги вовсе, а скорее руки – щупальца с присосками, которыми удобно хватать добычу. Защищаясь от врагов, он выпускает облачко чернильной жидкости.ВОСПИТАТЕЛЬ: «Жил осьминог со своей осьминожкой и было у них осьминожков немножко…» удивительная была семейка хочу вам сказать! Все они были разного цвета: Первый — зеленый, Второй — фиолетовый Третий, как зебра весь полосатый, Черные оба — четвертый и пятый, Шестой — темно — синий От носа до ножек, Желтый — прежелтый Седьмой осьминожек, Восьмой — словно спелая ягода – Красный… Словно не дети
А тюбики с краской.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
(воспитатель раздает детям медальоны)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте немного поплаваем
7 СЛАЙД МОРЕТанец “Осьминожки”/по окончании танца звучит тревожная музыка, дети присаживаются и замирают
В центр круга выходит ребёнок с эмблемой, изображающей акулу.
Проводится подвижная игра «Акула». (Стихи Л. Кошкаровой) Дети стоят на «мостике» — доске, говорят слова:
Вот Акула – Каракула распахнула злую пасть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Не боитесь ли, ребята, вы акуле в пасть попасть?ДЕТИ: Всякий житель моря знает, С ним акула не играет.
/ После слов звучит музыка и акула догоняет детей, по окончании музыки дети садятся на стульчики./
ВОСПИТАТЕЛЬ Что за звёзды в глубине На песке лежат на дне? На вопрос ответить просто На песке ….
Дети: морские звёзды
8 СЛАЙД МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ
Дети: это – морская звезда. Она очень похожа на звезду. Движется она очень медленно, обитает на дне, не прячась от врагов. Она очень ярко окрашена и похожа на цветок. Эти животные — хищники. Сначала может показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно.. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
ВОСПИТАТЕЛЬ Давайте представим, что мы морские звезды и послушаем как звучит море. /звучит музыка море/9 СЛАЙД МОРЕ Упражнение «Морская звезда» с элементами релаксации Дети ложатся на спину, свободно раскинув руки и ноги, лежат в расслабленном состоянии, слушая музыку Звучит тревожная музыка появляется Морской ЦарьМорской Царь Слышу шум на дне морском Гордый я морей властитель, Рыб, дельфинов повелитель. Дворец мой в море – океане, Полы сверкают жемчугами. Кто меня разбудил
И море моё замутил?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с детьми отправились в морское плаванье, чтобы узнать о жизни морских обитателей.
МОРСКОЙ ЦАРЬ: Я хозяин глубин морских, Морской Царь, не всем я показываю жителей своего подводного царства, а только очень смелым. А вы я вижу умные, ловкие, находчивые ребята. Очень хочется мне похвастаться перед вами красотами и чудесами моего подводного царства. Есть у меня не только звезды морские но и….,
10 СЛАЙД РЫБА –МЕЧ
/ответ детей/
МОРСКОЙ ЦАРЬ: рыба – меч самое быстрое из всех животных на планете. Она плавает со скоростью автомобиля/Проводится д/и «Кто живет на самом дне моря?» /На экране слайды морских обитателей, дети называют /11 рыба — молот,12 рыба – луна,13 крылатка14 скат15 рыба пилаМОРСКОЙ ЦАРЬ: Пойдем дальше. Я вам кое-что еще покажу. Посмотрите, что это за трава растет у меня на дне моря? Дети отгадывают загадку «На травку похожа, но корешков нет, вынешь из воды вянет» 16 слайд водоросли.МОРСКОЙ ЦАРЬ: А что вы знаете про это животное?
17 слайд дельфин
Ребенок: дельфин, самое умное морское животное. Дрессированные дельфины выступают в морских цирках, прыгают через обруч, играют с мячом. Дельфины никогда не оставят сородича в беде, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Питаюсь я рыбами, моллюсками, раками.МОРСКОЙ ЦАРЬ: Какие умные сообразительные ребята!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А нам, ваше величество, очень у вас в подводном царстве интересно! Давай мы тебя повеселим. Дети будут показывать морских обитателей, а ты морской царь, будешь отгадывать.
СЛАЙД МОРЕИгра «Море волнуется».
/ звучит музыка, дети плавают, Царь называет морских обитателей /
МОРСКОЙ ЦАРЬ: Так хорошо моих обитателей показывали. Повеселили меня. Я очень рад, что вы, ребята, побывали у меня в гостях, в подводном царстве. За то, что вы такие любознательные, смелые, ловкие я подарю вам на память морские сувениры. /отдает детям сундучок/ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте посмотрим, что в сундучке. Настоящие морские раковины (раздаёт по одной каждому ребёнку). Какие они красивые. Ребята, смотрите, а вот и наши рыбки! Оказывается, они к тебе, Морской царь уплыли, из нашего аквариума!МОРСКОЙ ЦАРЬ: Это ещё не все чудеса. Сколько их ещё в глубинах морских лежит. Ребята, оставайтесь у меня.ВОСПИТАТЕЛЬ: Нет. ваше морское величество, нам пора возвращаться в детский сад.МОРСКОЙ ЦАРЬ: Ну что же, тогда до новых встреч (уходит).
ВОСПИТАТЕЛЬ: До свидания, Морской царь. Полюбовались морскими жителями, а теперь поднимаемся на поверхность.
Звучит музыка / экран гаснет, дети проходят на стульчики/Приплыли. Снимаем акваланг.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот наше путешествие окончено, но я думаю, что мы еще отправимся в путешествие к морским обитателям и узнаем еще много интересного. Понравилось вам путешествие? Кого бы вы хотели встретить в море? Какой морской обитатель вам больше всего понравился? /ответы детей/