Цветная экскурсия. В зале, где будет проходить экскурсия, на стенах висят репродукции картин художников с изображением природы в разное время года, оформлена выставка рисунков и поделок о природе, выставка поделок из природного материала, стенд «Весёлый луг», картинки цветов, деревьев.
Оборудование: четыре палочки разного цвета (белая, жёлтая, красная, зелёная), набор овощей и фруктов (пластмассовые), картинки с цветами, чёрные листы бархатной бумаги, кассета с записью альбома «Времена года» П.И. Чайковского, жёлтые листочки деревьев.
Ведущая: Посмотрите, ребята, у меня в руках четыре разноцветные палочки. Эти палочки волшебные. Каждая из них принадлежит одному времени года: зиме, весне, лету, осени. Волшебные палочки помогут нам сегодня совершить цветную экскурсию во времена года.Это – жёлтая пшеница.Вот – зелёный тополёк.Это – красная страница.Это – беленький снежок.Это всё, что мы увидимНа экскурсии, дружок!Ведущая: Давайте вспомним времена года по порядку.
(Дети называют времена года, под музыку в соответствующих костюмах выходят дети, которые читают следующие строки).
1 ученик: Первой к нам зима идёт,Новый год она ведёт.2 ученик: За зимой – второй – весна.Говорят: «Весна – красна».3 ученик:Третьим – лето всё в цветахИ с малиной на кустах.4 ученик:А четвёртой – осень.Лес наряд свой сбросил.Ведущая: Отгадав загадку, вы узнаете, к какому времени году мы отправимся в гости.Стали дождиком метели,На дворе звенят капели.На реке растаял лёд.Воробей из лужи пьёт,И снегурочка по небуБелым облаком плывёт. Просыпается природа. Кругом много воды, но деревья ещё не оделись, нет травы. Вот весна и просит: (Выходит девочка в костюме весны, в руках у неё волшебная палочка зелёного цвета).Солнышко, солнышко!Припекай сильней,Чтобы наши лугаСтали зеленее! Девочка – весна: Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой: «Раз – два – три!» Слышите, полились нежные звуки весенней мелодии, и стали распускаться первые весенние цветы. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник». Девочки – цветы под музыку выбегают, присаживаются, «вырастают»). Девочка-весна здоровается с цветами. Здравствуй, милый мой, цветок, Леса гость весенний!Как красиво ты расцвёлЗдесь, в уединенье!Улыбнётся ветерокИ с тобой играет.Солнце целый день тебя
Весело ласкает…
На фоне музыки девочки читают стихи.Подснежник: Я появился раньше всехГолубоватый, нежненький,Когда в лесу ещё был снег,И назван был подснежником.Холодный дождь порой сечёт,И снег порою падает,А я цвету себе, цветуИ всех весною радую. Фиалка: На солнечной опушкеФиалка расцвела.Лиловенькие ушкиТихонько подняла.В траве она хоронится,Не любит лезть вперёд,Но всякий ей поклонится
И бережно возьмёт.
Ландыш: Ветерок весёлый, смелыйВ лес весенний залетел.Встрепенулся ландыш белыйИ тихонько зазвенел.Колокольчик из фарфораЗазвенел: «Динь-дон, динь-дон!»И разлился в чаще бора
Мелодичный перезвон.
Медуница: Лес ещё стоит раздетым,Даль прозрачна, как стекло,Сколько солнечного света!Как просторно и светло!Гнёзда вьют лесные птицы,Заливаются, звенят.Искры синей медуницы
Под деревьями горят.
Хохлатки: Лиловые хохлатки
Ведущая: А теперь я взмахну жёлтой волшебной палочкой: раз – два – три! (Звучит «Осенняя песнь» Чайковского П.И. Выходит «Осень», обходит зал, кружится.)Ведущая: (под музыку) Осень лисьим шагомКрадётся по оврагам,Вдоль речек и речушекИ вдоль лесных опушек.Крадётся и при этомВсё красит лисьим цветом:Берёзка стала жёлтой,Рябина стала рыжей,И покраснели клёны.А осень ближе, ближе.Она прогонит лето.Как печально это!
(По залу, в котором проводится экскурсия, развешаны репродукции картин художников с изображением разных времён года. На стене висят нарисованные деревья: берёзка, рябина, клёны. Они пока зелёные. Когда «осень» проходит мимо них, то она снимает иллюстрации этих деревьев, а под ними эти же самые деревья, но только другого цвета. Так получается, что осень раскрасила их).
Осень: Жёлтое солнышко, жёлтые листья,Жёлтые склоны, жёлтые кисти,Жёлтые травы, жёлтые нивы,Жёлтые груши, жёлтые сливыВ жёлтом саду ударяются оземь…Жёлтое небо, жёлтая осень.Ведущая: Давайте с вами побеседуем по картинам художников.
(По выбору руководителя проводится беседа по одной из репродукции картин).
Осень: Пойдёмте с вами в огород:Посмотрим, как у нас растётМорковь, укроп, капустаВсё ль выросло так густо!Всё поспело, всё созрело –Добрый, щедрый урожай.Здесь на всех найдётся дело,
Не ленись да собирай!
Ведущая: Проведём игру «Сбор урожая». Одни дети будут собирать овощи, а другие — фрукты. Под музыку дети собирают урожай овощей и фруктов (картинки) и кладут в соответствующую корзину. По окончанию музыки подводят итог.
А сейчас посмотрим сценку «Таня и овощи».
Таня: Посылает меня мама в огород,И капуста, и морковка здесь растет.Но каких нарвать, не знаю, овощей!Для салата, винегрета и для щей!Как мне только разобраться и узнать,Что мне для обеда собирать?Кто бы в этом трудном деле мне помог?
Где морковка, где капуста, где лучок?
Морковь:Я – красна девица,Зелена косицаСобою я горжусь,Я для всего гожусь!И для сока и для щей,Для салатов и борщей.В пироги и в винегрет,
И … зайчишкам на обед.
Капуста:Я бела и сочна,Я полезна и вкусна!Стою на толстой ножке.
Скрипят мои одежки.
Зеленый лук:Говорят я горький,Говорят, не сладкий,Стрелочкой зеленой,Я расту на грядке.Я полезный самый.В том даю вам слово!Лук зеленый ешьте,
Будете здоровы.
Cвекла:Я, кругла и крепка,Темно – красные бока,Свекла молодая,Красная такая.Я гожусь на обед,
И в борщи и в винегрет.
Репка: Я на солнышко похожа,Я росла на грядке тоже.Сладкая, да крепкаяНазываюсь репкою.Вкус у меня особый.
Возьми, дружок, попробуй.
Картошка: Я картошка, загляденье!Я картошка, объеденье.Крах –мА – лис – та !Без меня нет, нет,Не получится обед!(Появляется козёл).Козел: Не дам я морковки,Не дам огурцов!За каждый кочан
Я сражаться готов.
Овощи:Защити нас Таня, защити,От козла нас сможешь ты спасти.Прогони его ты поскорей.Пусть идет дорогою своей!Защити, нас, Таня,Защити!
От козла ты сможешь нас спасти!
Начертил мороз.
Села мне на рукавицуЛёгкая снежинкаИ нахохлила, как птица, Ледяную спинку.Замерла тихонько я,Чтоб не улетела.Скоро варежка моя
Станет белой-белой.
В зимний лес заиндевелыйПриведёт меня лыжня.Как старик в тулупе белом,Дремлет лес средь бела дня.Снег укрыл стволы и корниЕлей, сосен и ракит.Иней хрупкий и узорный
На ветвях берёз лежит.
Всё бело – тропинки, кочки.И уснули до весныНа ветвях деревьев почки,Спят они и видят сны.Снег свисает бахромою,А коряги и пенькиПод пушистой пеленою
Оживают, как зверьки.
Вот зайчишка, вот лисицаВ пышной шубе меховой,Вот на сук уселась птица,Вертит снежной головой.Словно в сказке открываетЛес-волшебник чудеса:Ледяная, но живаяЛеса зимнего краса!( Чтение стихов можно сопровождать с показом соответствующих слайдов, видеоматериалов, рисунков или репродукций картин).Зима: Я к вам обращаюсь, детки,Не ломайте на спящих деревьях ветки.Зимой хрупки они:Погубите всё дерево вы!Кормите птиц зимой:Голодно им зимней порой!Корни деревьев укройте снегом,Чтобы им было тепло, как летом!Просьбы мои вы выполняйтеРодную природу оберегайте!Ведущая: Мы с вами постараемся исполнить все просьбы зимы. Вот наша «Цветная экскурсия» и подошла к концу. Спасибо всем за участие. Есть очень хорошие слова: Четыре времени года Береги родную природу!
Пусть эти слова станут девизом для вас! В добрый путь!